Екатеринбург |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А60-46884/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия по Свердловской области (далее - министерство) и Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета (далее - комиссия) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу N А60-46884/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Сельскохозяйственного потребительского кооператива "Уралагродон-сервис" (далее - кооператив) - Кульба Г.Ю. (доверенность от 16.01.2012), Сысолятин И.С. (протокол общего собрания от 09.11.2007);
комиссии - Агеева А.А. (доверенность от 18.09.2012 N 06-0182/4609);
министерства - Аглоткова С.В. (доверенность от 26.01.2012 N 06-07/320), Таранова Н.М. (доверенность от 26.01.2012 N 06-07/319).
Кооператив обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании недействительным утвержденного министерством решения комиссии, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, оформленное протоколом от 30.09.2011 N 10 (с учетом уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 28.03.2012 (судья Евдокимов И.В.) удовлетворены требования о признании недействительным оспариваемого решения, предъявленные к Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, Министерству сельского хозяйства и продовольствия по Свердловской области. В удовлетворении требований к Правительству Свердловской области арбитражный суд отказал.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения его к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поскольку оспариваемое решение им не принималось; кооператив не признан в установленном порядке сельскохозяйственным товаропроизводителем; заявитель не доказал наличие у него права на получение государственной поддержки.
Комиссия в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, полагая недоказанным факта наличия у кооператива права на получение субсидии, а также указывая на пропуск заявителем срока обжалования решения.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, заявитель в марте 2011 года представил в министерство на рассмотрение заявление и документы для участия в отборе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставляются субсидии на приобретение техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, а также на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение сельскохозяйственной техники.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов комиссией принято решение, оформленное протоколом заседания от 30.09.2011, об отказе в предоставлении государственной поддержки в 2011 году в виде субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого недвижимого имущества, необходимого для производства, хранения, реализации сельскохозяйственной продукции, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту.
Как следует из решения, отказ в предоставлении государственной поддержки мотивирован тем, что кооперативом не подтвержден факт оказания услуг членам кооператива в полном объеме не менее 50% от общего объема оказанных услуг с целью подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
При рассмотрении представленных заявителем документов комиссия пришла к выводу о том, что анализ представленных документов не позволяет точно определить долю оказанных работ, услуг членам данного кооператива в общем объеме оказанных работ, услуг за 2010 год. Данное решение утверждено заместителем председателя Правительства Свердловской области - министром сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области 10.10.2011.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидии не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель по делу обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие у заинтересованных лиц оснований для отказа в предоставлении государственной поддержки кооперативу.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" (далее - Закон N 7-ОЗ) предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Исходя из содержания ст. 3 Закона N 7-ОЗ установленные настоящим Законом меры государственной поддержки предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, которыми в соответствии с федеральным законом признаются, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (1); сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом о сельскохозяйственной кооперации (2).
В случае, если меры государственной поддержки, установленные данным Законом, предоставляются юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, по результатам отбора, критерии отбора устанавливаются нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области (ст. 4-1 Закона N 7-ОЗ).
Отбор сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым планируется предоставление государственных гарантий Свердловской области в текущем финансовом году, осуществляется путем проведения конкурса на право предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям государственных гарантий Свердловской области (ч. 1 ст. 6 Закона N 7-ОЗ).
Во исполнение данного Закона принято Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП "Об утверждении Порядков предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных направлений сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях софинансирования расходов, по которым предусмотрены средства из федерального бюджета, в 2011 году" (Постановление N 83-ПП), утвердившее Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и(или) реализации сельскохозяйственной продукции (1), а также Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок до 8 лет (2).
Согласно п. 5 Постановления N 83-ПП, п. 5 Порядка право на получение субсидий имеют, в том числе, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений); сельскохозяйственные потребительские кооперативы (заготовительные, снабженческие, сбытовые (торговые), перерабатывающие, обслуживающие), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
За получением субсидии вправе обратиться лица, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области и прошедшие отбор в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП "О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета".
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением N 1374-ПП, комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, создается для отбора юридических лиц, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Согласно ст. 3 данного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В силу подп. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 193-ФЗ сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и(или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
При этом не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, садоводческими, огородническими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов (п. 13 ст. 4 Федерального закона N 193-ФЗ).
Положением о Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, утвержденным Постановлением N 1374-ПП (далее - Положение), предусмотрены задачи работы Комиссии, к числу которых отнесены отбор наиболее эффективных, социально значимых инвестиционных проектов (бизнес-планов) по заявкам сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области; подготовка Перечня юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году (пункт 4).
Комиссия выполняет функции по организации приема заявлений и инвестиционных проектов (бизнес-планов) от заявителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета; рассматривает на своих заседаниях инвестиционные проекты (бизнес-планы); выносит по итогам отбора решения об одобрении инвестиционного проекта (бизнес-плана), предоставлении государственной поддержки и о ее размере или отказе в предоставлении государственной поддержки заявителю (пункт 5).
Исходя из п. 15 Положения к участию в отборе допускаются заявители, отвечающие установленным условиям, одним из которых является осуществление деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя и регистрация в установленном порядке на территории Свердловской области.
Следовательно, при обращении с заявлением о предоставлении субсидии заявитель должен представить документы, подтверждающие факт осуществления им деятельности в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя и соблюдение им требований ст. 4 Федерального закона N 193-ФЗ.
Согласно п. 22 Положения к отбору допускаются заявители, представившие установленные для рассмотрения документы в полном объеме. В случае несоответствия представленных документов условиям, указанным в пункте 23 Положения, они возвращаются заявителям на доработку.
Пунктом 26 Положения предусмотрено, что комиссия на заседании рассматривает представленные заявителями в соответствии с пунктом 23 Положения документы, заключения отделов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области и выносит по итогам рассмотрения решения об одобрении инвестиционного проекта (бизнес-плана) и предоставлении государственной поддержки или отказе в предоставлении государственной поддержки заявителю.
Отказ в предоставлении государственной поддержки заявителю возможен в случае несоответствия инвестиционного проекта (бизнес-плана) критериям отбора, указанным в пункте 16 Положения.
Не рассматриваются документы заявителей, сообщивших о себе заведомо ложные сведения (п. 24 Положения).
Как видно из материалов дела и установлено судами, кооперативом представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 23 Положения.
По результатам рассмотрения представленных документов комиссия пришла к выводу о невозможности точного определения доли выполненных работ, услуг членам кооператива в общем объеме работ, услуг за 2010 год.
Суды пришли к выводу о том, что данный вывод в силу его предположительного характера не может быть положен в основу решения, затрагивающего права кооператива, а действия комиссии не соответствуют п. 22, 26 Положения N 1374-ПП.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требования заявителя.
Доводы заинтересованных лиц о том, что кооператив не признан в установленном порядке сельскохозяйственным товаропроизводителем, и не доказал наличие у него права на получение государственной поддержки; о неправомерном привлечении министерства к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а также о нарушении заявителем срока обжалования решения ранее заявлялись ими в судебных инстанциях и получили правильную юридическую оценку. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для ее непринятия.
Кроме того, судами обоснованно учтено, что согласно п. 9, 11 Положения, заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии.
Из буквального содержания приведенных положений следует, что заседание комиссии является правомочным в случае участия в нем (присутствия на заседании) не менее половины назначенных членов комиссии.
Апелляционным судом установлено, что в состав комиссии входит 20 членов, в заседании комиссии 30.09.2011 принимали участие 9 человек. Принятое с нарушением установленного порядка (в отсутствие необходимого кворума) решение не может быть признано обоснованным.
Доводы заинтересованных лиц не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 по делу N А60-46884/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия по Свердловской области и Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что данный вывод в силу его предположительного характера не может быть положен в основу решения, затрагивающего права кооператива, а действия комиссии не соответствуют п. 22, 26 Положения N 1374-ПП.
...
Доводы заинтересованных лиц о том, что кооператив не признан в установленном порядке сельскохозяйственным товаропроизводителем, и не доказал наличие у него права на получение государственной поддержки; о неправомерном привлечении министерства к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а также о нарушении заявителем срока обжалования решения ранее заявлялись ими в судебных инстанциях и получили правильную юридическую оценку. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для ее непринятия.
Кроме того, судами обоснованно учтено, что согласно п. 9, 11 Положения, заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2012 г. N Ф09-9663/12 по делу N А60-46884/2011