Екатеринбург |
|
12 октября 2012 г. |
Дело N А76-23747/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А76-23747/2011 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Управления муниципальной собственности администрации города Троицка Челябинской области (далее - Управление муниципальной собственности) - Смирнова А.В. (доверенность от 10.01.2012 N 1).
Управление муниципальной собственности обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к кадастровой палате о признании недействительным и отмене решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 21.11.2011 N Ф7400/11-1-9941, обязании устранить допущенное нарушение права путем принятия решения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Плевако, д. 9, кадастровый номер 74:35:0000000:130, на основании заявления от 08.10.2011 N 74-0-1-57/3035/2011-168 в 15-тидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Ситдиков Рафаил Хафизович.
Решением суда от 26.03.2012 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). По мнению заявителя жалобы, для осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений о разрешенном использовании земельного участка в орган кадастрового учета необходимо представить акт органа местного самоуправления, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка. Заявитель жалобы считает, что постановление Администрации города Троицка Челябинской области не содержит сведений о том, что разрешенный вид использования изменяется с "для строительства индивидуального жилого дома" на "для завершения строительства индивидуального жилого дома", соответственно, надлежащий документ об изменении вида разрешенного использования в орган кадастрового учета не был представлен, в связи с чем кадастровой палатой принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
В представленном отзыве Управление муниципальной собственности возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу кадастровой палаты - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Плевако, д. 9, поставлен на государственный кадастровый учет с указанием площади 1085 кв. м, разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома, категории земель - земли населенных пунктов (весь), кадастровый номер 74:35:0000000:130, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 01.07.2011.
Администрацией города Троицка Челябинской области на основании заявления Ситдикова Р.Х. принято постановление от 29.07.2011 N 1546 о предоставлении Ситдикову Р.Х. в аренду сроком до 24.10.2018 земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов), кадастровый номер 74:35:0000000:130, площадью 1085 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Плевако, 9 с видом разрешенного использования земельного участка "для завершения строительства индивидуального жилого дома".
Ситдиков Р.Х. 30.09.2011 обратился в Управление муниципальной собственности с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений по указанному земельному участку.
На основании данного заявления 08.10.2011 Управление муниципальной собственности обратилось в кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 74:35:0000000:130 в связи с изменением вида разрешенного использования. Регистрационный номер заявления 74-0-1-57/3035/2011-168. К названному заявлению были приложены доверенность на представителя заявителя (Управления муниципальной собственности) и постановление Администрации города Троицка Челяинской области от 29.07.2011 N 1546 "О предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов в аренду Ситдикову Р.Х. для завершения строительства индивидуального жилого дома по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Плевако, д. 9".
Решением от 21.11.2011 N Ф7400/11-1-9941 кадастровая палата отказала Управлению муниципальной собственности в учете изменений объекта недвижимости (изменение вида разрешенного использования земельного участка) на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.
Управление муниципальной собственности, полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке Управление муниципальной собственности не представило в кадастровую палату документ, подтверждающий изменение разрешенного использования земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета установлен ст. 21 Закона о кадастре.
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо представляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении (ч. 1 ст. 21 Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные этим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в ст. 22 Закона о кадастре.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений), которая запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 Закона о кадастре.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 данной части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав содержание постановления от 29.07.2011 N 1546, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что издание данного постановления преследовало цель предоставить земельный участок из земель населенных пунктов в аренду Ситдикову Р.Х. для завершения строительства индивидуального жилого дома, то есть предполагается, что разрешенным видом использования предоставляемого в аренду земельного участка является - завершение строительства индивидуального жилого дома.
Учитывая, выраженную в постановлении от 29.07.2011 N 1546 волю уполномоченного органа на установление вида разрешенного использования спорного земельного участка - завершение строительства индивидуального жилого дома, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что названное постановление администрации города Троицка Челябинской области, по сути, является тем самым актом, подтверждающим волю уполномоченного органа в отношении вида разрешенного использования, и принятие дополнительного акта в данном случае не требуется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно признал отказ кадастровой палаты в учете изменений объекта недвижимости от 21.11.2011 N Ф7400/11-1-9941 незаконным, и возложил на кадастровую палату обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия решения о государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по делу N А76-23747/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 данной части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
...
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2012 г. N Ф09-8852/12 по делу N А76-23747/2011