Екатеринбург |
|
11 октября 2012 г. |
Дело N А07-544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан(далее - заинтересованное лицо, управление, Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2012 по делу N А07-544/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
управления - Сафиуллина Н.М. (доверенность от 10.01.2012 N 3);
открытого акционерного общества "Благовещенский арматурный завод" (далее - заявитель, завод) - Кулакова Е.А. (доверенность от 15.12.2011 N 22-14/13з);
муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города" (далее - предприятие) - Лебедев М.А. (доверенность от 14.06.2012 N 16/07), Байчурин Т.Р. (доверенность от 15.12.2011 N 29/01), Яхин Ф.Ф. (доверенность от 09.10.2012 N18/1).
Завод обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к управлению с заявлением о признании незаконными его действий, выраженных в письме от 17.11.2011 N 01-02/8802, по отказу в возврате обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду, производимую за размещение отходов за 3 и 4 кварталы 2010 года и 1 и 2 кварталы 2011 года в общей сумме 245 790,86 рублей.
Определением суда от 05.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Баш-подряд" (далее - общество "Баш-подряд") и предприятие.
Решением суда от 18.04.2012 (судья Чаплиц М.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что организации, оказывающие услуги по приему отходов, не принимают на себя обязанность по уплате за заявителя как собственника образующихся отходов соответствующих платежей в бюджет. Заключение природопользователем со специализированной организацией договора на вывоз и утилизацию отходов не может служить основанием для освобождения производителя отходов от обязанности вносить плату.
В отзыве на кассационную жалобу завод указывает на правильность выводов судов, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу соглашается с приведенными в ней доводами.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, завод в период с 01.07.2010 по 01.07.2011 в соответствии с договорами на прием и размещение отходов производства и потребления от 01.01.2010 N 98 с обществом "Баш-подряд" и от 01.03.2011 N 3343 с предприятием перечислило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую природную среду в общей сумме 272 426,62 рублей, в том числе плату за размещение отходов производства и потребления в общей сумме 245 790,86 рублей.
Завод обратился в управление с письмом от 17.10.2011 N 21-80 о возврате 245 790,86 руб. суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенной за размещение отходов в специализированные организации по договорам от 01.01.2010 N 98 с обществом "Баш-подряд" (в соответствии с пунктом 5.2 договора) и от 01.03.2011 N 3343 с предприятием (в соответствии с пунктом 4.5 договора).
Письмом от 17.11.2011 N 01-02/8802 управление отказало заявителю в возврате вышеуказанной платы.
Не согласившись с поименованным письмом, завод обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на то, что завод не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности статьями 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка, установлено, что его положения распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимость оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности предусмотрена статьей 9 Закона N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия обязательна, если имеет место хотя бы один из вышеназванных видов деятельности, осуществляемый с отходами любых классов опасности. Порядок оформления лицензии введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 N 848.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как видно из материалов дела и установлено судами, заявителем получены следующие лицензии: от 23.07.2007 N ОТ-41-000961 (02) сроком действия до 23.08.2012, и от 31.12.2010 серии 02 N 00004, сроком действия до 31.12.2012, в которых имеется перечень видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, а именно: образование, временное хранение, транспортировка, использование. Иных видов работ в составе лицензируемого вида деятельности заявитель осуществлять не имеет права.
В лицензии от 06.07.2009 N ОТ-41-001619, предоставленной на осуществление деятельности предприятию, ему предоставлено право на размещение (захоронение) отходов. В лицензии от 08.04.2011 серии 02 N 00024, предоставленной на осуществление деятельности обществу "Баш-подряд", к работам, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности, отнесены сбор, транспортировка и размещение отходов.
Таким образом, судами верно установлено, что завод не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности статьями 1, 12 Закона N 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что завод не обязан уплачивать плату за размещение отходов производства и потребления.
Отклоняя доводы управления о том, что обязанность вносить плату за размещение отходов возлагается на собственника отходов, суды обоснованно указали на неверное толкование административным органом норм материального права, которое не следует из их содержания.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2012 по делу N А07-544/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимость оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности предусмотрена статьей 9 Закона N 89-ФЗ, пунктом 30 части 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия обязательна, если имеет место хотя бы один из вышеназванных видов деятельности, осуществляемый с отходами любых классов опасности. Порядок оформления лицензии введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 N 848.
...
В лицензии от 06.07.2009 N ОТ-41-001619, предоставленной на осуществление деятельности предприятию, ему предоставлено право на размещение (захоронение) отходов. В лицензии от 08.04.2011 серии 02 N 00024, предоставленной на осуществление деятельности обществу "Баш-подряд", к работам, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности, отнесены сбор, транспортировка и размещение отходов.
Таким образом, судами верно установлено, что завод не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности статьями 1, 12 Закона N 89-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2012 г. N Ф09-8837/12 по делу N А07-544/2012