18 октября 2012 г. |
Дело N А07-8504/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго - Восточном регионе (далее - отделение, Федеральная служба по финансовым рынкам, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.06.2012 по делу N А07-8504/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Закрытое акционерное общество "Строительная фирма "Метако" (ИНН: 0274059542, ОГРН: 1030203893125); (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 23.04.2012 N 42-12-88/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением суда Республики Башкортостан от 29.06.2012 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое постановление отделения признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отделение просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на доказанность наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, обоснованность привлечения общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса и неправомерность признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам указывает, что суды, отменяя постановление отделения о назначении наказания обществу и освобождая правонарушителя от административной ответственности, сослались на конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, неверно истолковали нормы материального права.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 30.01.2012 N 42-12-203-09/пч отделением проведена камеральная проверка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
В рамках названной проверки отделением направлено обществу предписание от 02.02.2012 N 42-12-ЕА-09/699 о предоставлении в срок не позднее 15 дней с момента его получения заверенных копий следующих документов: устава общества в действующей редакции; лицевой счет зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества лица - Воробьева А.В.; анкету зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества лица - Воробьева А.В., зарегистрированного по адресу: г.Москва, ул. Теплый стан, д.7 кв.131, паспорт 4509 N 510079, выдан 21.01.2008 отделением по району Филевский парк ОУФМС России по г. Москве; журнала учета входящих документов в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг за период с 01.11.2011 до даты получения настоящего предписания; обращения Воробьева А.В., поступившие в общество и ответы на них за период с 01.11.2011 до даты получения настоящего предписания.
Названное предписание получено обществом 07.02.2012. Срок исполнения предписания истек 22.02.2012.
По состоянию на 14.03.2012 отчет об исполнении предписания отделения от 02.02.2012 не поступал, предписание от 02.02.2012 N 42-12-ЕА-09/699 не исполнено.
По факту совершения административного правонарушения по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса отделением 23.03.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 01-12-5/пр-ап, вынесено постановление от 23.04.2012 N 42-12-88/пн о привлечении общества к административной ответственности, в виде административного штрафа в сумме 500 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, однако применив положения ст. 2.9 Кодекса, признали совершенное им правонарушение малозначительным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
На основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Пунктами 5.3.7, 6.1 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам вправе выдавать предписания, запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам.
В силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Факт невыполнения обществом требований законного предписания отделения в установленный срок судами установлен и подтвержден материалами дела.
Суды с учетом положений ст. 2.1 Кодекса правомерно отметили, что вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение предписания Федеральной службы по финансовым рынкам.
В связи с этим суды пришли к обоснованным выводам о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Каких-либо нарушений отделением процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу и оценки представленных в дело доказательств в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитал возможным применить в данном случае положения, установленные ст. 2.9 Кодекса.
Апелляционный суд с выводами, изложенными в решении суда, согласился, признал их законными и обоснованными.
Между тем согласно п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного довод заявителя кассационной жалобы, о неправомерном признании совершенного обществом правонарушения малозначительным судом кассационной инстанции не принимается.
При таких обстоятельствах судами обоснованно признано незаконным и отменено постановление отделения о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют действующему законодательству, доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.06.2012 по делу N А07-8504/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд с выводами, изложенными в решении суда, согласился, признал их законными и обоснованными.
Между тем согласно п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного довод заявителя кассационной жалобы, о неправомерном признании совершенного обществом правонарушения малозначительным судом кассационной инстанции не принимается.
При таких обстоятельствах судами обоснованно признано незаконным и отменено постановление отделения о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2012 г. N Ф09-9800/12 по делу N А07-8504/2012