Екатеринбург |
|
22 октября 2012 г. |
Дело N А47-13797/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по недропользованию по Оренбургской области (ИНН: 5612048417, ОГРН: 1085260001530; далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2012 по делу N А47-13797/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Геопрогресс" (ИНН: 5638056740, ОГРН: 1105658006541; далее - общество) - Постоенко П.И. (доверенность от 08.10.2012 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению о признании незаконным решения об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области, оформленного письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284.
Решением суда от 24.04.2012 (судья Лазебная Г.Н.) заявление общества удовлетворено. Решение управления, оформленное письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284 признано незаконным. Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества: принять его заявку на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области и допустить к участию в аукционе.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о незаконности оспариваемого отказа управления. По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом не представлены необходимые документы для допуска его к участию в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области.
Как следует из материалов дела, приказом управления от 28.10.2011 N 178-пр объявлен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородов на участке Степной Оренбургской области.
Обществом 09.12.2011 подана заявка на участие в названном аукционе с приложением соответствующих документов.
Письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4284 обществу отказано в приеме заявки на участие в аукционе, со ссылкой на анализ заявочных материалов, проведенной рабочей группой, который показал несоответствие заявочных материалов требованиям п. 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования) и пункта 4 Приложения N 4 Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородов на участке Степной в Оренбургской области, утвержденного Приказом управления от 28.10.2011 N 178-пр утверждены Порядок и условия (далее - Порядок и условия проведения аукциона).
Полагая, что данное решение об отказе в приемке заявки общества на участие в аукционе является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности отказа в допуске общества к участию в аукционе на право пользования недрами.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
В соответствии со ст. 10 Закона о недрах одним из оснований пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр.
Согласно пункту 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент) для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным п. 17 настоящего Административного регламента.
Аналогичные требования содержатся в п. 4 Приложение N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также в пункте 11.4 Положения о порядке лицензирования.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа обществу в участии в аукционе явилось несоответствие заявочных материалов требованиям, установленным п. 11.4 Положения о порядке лицензирования и п. 4 Приложения N 4 Порядка и условий проведения аукциона.
Согласно ст. 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
Основание отказа в приёме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр должно быть отражено в протоколе заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа (п. 54 Административного регламента).
На основании п. 55 Административного регламента решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр также доводится до заявителей, подавших заявку на участие в аукционе, в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных нормативных требований, управление ни в протоколе от 23.12.2011, ни в письме от 23.12.2011 N ОК-02/4284 не указало, в чем конкретно выразились недостатки заявочных материалов общества, какие именно документы не были представлены обществом вместе с заявкой и что непосредственно послужило основанием для принятия решения об отказе в принятии заявки на участие в аукционе.
Управление в отзыве на заявление общества, апелляционной и кассационной жалобах ссылается на то, что основанием для отказа в принятии заявочных материалов общества послужило непредставление доказательств наличия либо передачи подрядчику необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке по Оренбургской области; непредставление свидетельств о проверке измерительных приборов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья на Степном участке; непредставление доказательств наличия необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области.
Отклоняя данный довод управления, суды обоснованно указали на отсутствие названных оснований в оспариваемом решении управления и протоколе заседания рабочей группы при рассмотрении заявок на участие в аукционе на право пользования недрами.
Кроме того, суды обоснованно исходили из отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации о недрах, в Порядке и условиях проведения аукциона требований о предоставлении в составе заявки доказательств наличия у заявителя или у подрядной организации оборудования (необходимой техники), в том числе, актов приемки - передачи оборудования, накладных.
При этом, судами установлен и материалами дела подтвержден факт представления обществом в составе заявки необходимых документов для участия в аукционе.
Поскольку у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участке Степной Оренбургской области, суды правомерно признали данный отказ незаконным.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2012 по делу N А47-13797/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по недропользованию по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление в отзыве на заявление общества, апелляционной и кассационной жалобах ссылается на то, что основанием для отказа в принятии заявочных материалов общества послужило непредставление доказательств наличия либо передачи подрядчику необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке по Оренбургской области; непредставление свидетельств о проверке измерительных приборов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья на Степном участке; непредставление доказательств наличия необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области.
Отклоняя данный довод управления, суды обоснованно указали на отсутствие названных оснований в оспариваемом решении управления и протоколе заседания рабочей группы при рассмотрении заявок на участие в аукционе на право пользования недрами.
Кроме того, суды обоснованно исходили из отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации о недрах, в Порядке и условиях проведения аукциона требований о предоставлении в составе заявки доказательств наличия у заявителя или у подрядной организации оборудования (необходимой техники), в том числе, актов приемки - передачи оборудования, накладных."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2012 г. N Ф09-10055/12 по делу N А47-13797/2011