Екатеринбург |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А71-9751/2011 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2011 г. N 17АП-12236/11
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Ижевска на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2012 по делу N А71-9751/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ижтехсервис" (ОГРН 1091832004065, ИНН 1832077110; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Ленинского района г. Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137) от 23.08.2011 N 754 о назначении административного наказания.
Решением суда от 29.11.2011 заявленные требования общества удовлетворены.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании судебных расходов в сумме 36 529 руб. 50 коп., связанных с рассмотрением дела N А71-9751/2011.
Определением суда от 11.04.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Ленинского района г. Ижевска (ОГРН 1061832014430, ИНН 1832049218), Администрация г. Ижевска.
Определением суда от 20.04.2012 (судья Иютина О.В.) с Администрации Ленинского района г. Ижевска в пользу общества взысканы судебные расходы в сумме 31 429 руб. 50 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований и требований к Администрации г. Ижевска отказано.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что судебные издержки на оплату услуг представителя подлежат взысканию с Администрации Ленинского района города Ижевска - структурного подразделения Администрации города Ижевска, при котором создана административная комиссия района, не являющаяся юридическим лицом, но уполномоченная рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Удмуртской Республики, и финансируемая за счет сметы расходов Администрации Ленинского района города Ижевска.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (судьи Ясикова Е.Ю., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) определение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации "Города Ижевска" за счет казны муниципального образования "Города Ижевска" в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ижтехсервис" судебные расходы в размере 31 429 (тридцать одна тысяча четыреста двадцать девять) рублей 50 копеек".
Апелляционный суд исходил из того, что муниципальное образование "Город Ижевск" получает из бюджета Удмуртской Республики субвенции на организацию деятельности административных комиссий, и пришёл к выводу, что судебные расходы подлежат взысканию с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации "Города Ижевска" за счёт казны муниципального образования "Город Ижевск".
Полагая, что определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются незаконными и необоснованными, Администрация г. Ижевска обратилась в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что Администрация Ленинского района г. Ижевска является территориальным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закреплёнными Положением об Администрации г. Ижевска. Полномочиями Администрации Ленинского района г. Ижевска являются осуществление функций главного распорядителя и получателя средств муниципального образования "город Ижевск", предусмотренных на реализацию возложенных на неё полномочий, организация и участие в работе Административной комиссии.
Администрация г. Ижевска указывает, что Администрация района отвечает по своим обязательствам и находящимся в её распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством. Финансовые средства на содержание административной комиссии должны учитываться в смете доходов и расходов Администрации Ленинского района г. Ижевска как лица, в полномочия которого входит организация и участие в работе административной комиссии.
Заявитель кассационной жалобы считает завышенным размер заявленных судебных расходов.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Кодекса).
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Эта сумма определяется соглашением, заключенным между указанными лицами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы по оплате услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Стороны самостоятельно несут риск наступления неблагоприятных последствий совершения или несовершения ими определенных процессуальных действий (ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные обществом в подтверждение понесенных расходов доказательства, объём оказанных услуг с учётом требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь принципом разумности расходов, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обществом несения судебных расходов и соразмерности их в сумме 31 429 руб. 50 коп.
Доказательств, свидетельствующих о чрезмерности заявленных к возмещению расходов, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о завышенном размере судебных расходов, а также направление копий прайс-листов ООО "Юридком", Специализированной коллегии адвокатов, ООО "Право 18Регион", обосновывающих уровень средних цен на юридические услуги, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку он был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Изложенный в кассационной жалобе довод Администрации г. Ижевска, о необоснованном взыскании судебных расходов с муниципального образования г. Ижевск в лице Администрации г. Ижевска за счёт казны муниципального образования, судом кассационной инстанции, не принимается в силу следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Деятельность административных комиссий на территории Республики регулируется Законом Удмуртской Республики 17.09.2007 N 53-РЗ "Об административных комиссиях в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 53-РЗ).
Согласно ст. 1, ст. 5 Закона N 53-РЗ в муниципальном образовании "Город Ижевск" административные комиссии формируются в городском округе и в каждом внутригородском районе. Правом создания комиссии и организации их деятельности наделяется в силу ст. 11 Закона N 53-РЗ муниципальное образование "Город Ижевск". Данное муниципальное образование получает из бюджета Удмуртской Республики субвенции на организацию деятельности комиссий (ст. 13 Закона N 53-РЗ). Для получения финансирования органы местного самоуправления до 1 мая каждого текущего года предоставляют в Министерство финансов Удмуртской Республики обоснования и расчеты финансовых средств, необходимых для работы комиссий.
Приложением к закону является Методика расчета субвенций, в которой учитывается расчетный показатель по текущим расходам на содержание одного члена административной комиссии в муниципальном образовании. Из чего следует, что финансовые средства на содержание всех членов административной комиссии как города, так и внутригородских районов получает муниципальное образование город "Ижевск".
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в силу ст. 20 Закона N 53-РЗ несут органы местного самоуправления в той мере, в какой отдельные государственные полномочия были обеспечены соответствующим органами государственной власти Удмуртской Республики материальными и финансовыми средствами.
Во исполнение закона N 53-РЗ Городской Думой города Ижевска принято Решение от 17.11.2011 N 186 "О порядке формирования административных комиссий в муниципальном образовании "Город Ижевск". Согласно п. 8 данного решения предложения по кандидатурам в состав административной комиссии района города Ижевска утверждаются Администрацией района, представляются в Администрацию города и учреждаются Городской Думой города Ижевска. Какие-либо особенности, связанные с финансированием работы районных административных комиссий по отношению к вышеназванному Закону, в решении N 186 не предусмотрены.
Учитывая данные нормы и принимая во внимание, что административная комиссия - это коллегиальный орган, созданный для рассмотрения дел об административных правонарушениях, юридическим лицом не является и финансируется в конечном итоге за счёт средств органа местного самоуправления, суд апелляционной инстанции правомерно указал на взыскание судебных расходов с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации "Города Ижевска" как главного распорядителя средств бюджета, в том числе направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности Административных комиссий.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о взыскание с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации "Города Ижевска" за счет казны муниципального образования "Города Ижевска" в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Ижтехсервис" судебных расходов в размере 31 429 рублей 50 копеек является правильным.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А71-9751/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приложением к закону является Методика расчета субвенций, в которой учитывается расчетный показатель по текущим расходам на содержание одного члена административной комиссии в муниципальном образовании. Из чего следует, что финансовые средства на содержание всех членов административной комиссии как города, так и внутригородских районов получает муниципальное образование город "Ижевск".
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в силу ст. 20 Закона N 53-РЗ несут органы местного самоуправления в той мере, в какой отдельные государственные полномочия были обеспечены соответствующим органами государственной власти Удмуртской Республики материальными и финансовыми средствами.
Во исполнение закона N 53-РЗ Городской Думой города Ижевска принято Решение от 17.11.2011 N 186 "О порядке формирования административных комиссий в муниципальном образовании "Город Ижевск". Согласно п. 8 данного решения предложения по кандидатурам в состав административной комиссии района города Ижевска утверждаются Администрацией района, представляются в Администрацию города и учреждаются Городской Думой города Ижевска. Какие-либо особенности, связанные с финансированием работы районных административных комиссий по отношению к вышеназванному Закону, в решении N 186 не предусмотрены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2012 г. N Ф09-8940/12 по делу N А71-9751/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8940/2012
31.07.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12236/11
13.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12236/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-9751/11