Екатеринбург |
|
26 октября 2012 г. |
Дело N А76-22712/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Челябинска (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.02.2012 по делу N А76-22712/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Уралметаллургремонт-4" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании незаконным отказа администрации от 06.09.2011 N 02-1396 в выкупе земельного участка площадью 6488 кв. м с кадастровым номером 74:36:0609001:74, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкрограда, д. 51-п, для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л), обязании администрации предоставить право выкупа земельного участка собственнику нежилого здания - обществу по цене 41,00 руб., обязании администрации подготовить и подписать договор купли-продажи спорного земельного участка.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Главное управление архитектуры), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет).
Решением суда от 29.02.2012 (судья Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации в выкупе земельного участка, изложенный в письме от 06.09.2011 N 02-1396, признан недействительным. На администрацию возложена обязанность в месячный срок с момента вступления судебного акта по данному делу в законную силу принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность общества, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направить его обществу с предложением о заключении соответствующего договора в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что из представленных обществом документов следует, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь земельного участка, занятого объектом недвижимости. Необходимость выкупа земельного участка площадью 6488 кв. м с целью эксплуатации нежилого здания площадью 194,1 кв. м, по мнению администрации, не доказана.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на основании договора купли-продажи от 28.06.2004 на праве собственности принадлежит нежилое здание (теплица) общей площадью 194,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, д. 51-п.
Право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2008 запись регистрации N 74-01/36-217/2004.
Между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 23.07.2007 заключен договор аренды N 008621-Д-2007 земельного участка с кадастровым номером 74:36:06 09 001:0051 общей площадью 14 298 кв. м, для эксплуатации нежилых зданий (склад нефтепродуктов, теплица), расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, д. 51п, из земель населенных пунктов.
Комитетом 15.05.2008 подготовлен ситуационный план, на котором зафиксированы границы земельного участка.
Заместителем Главы города Челябинска председателем комитета издано распоряжение от 15.10.2008 N 1163-м об утверждении проекта границ земельных участков, в том числе участок N 1 площадью 6488 кв. м для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л), по ул. Героев Танкограда, д. 51-п, в Тракторозаводском районе г. Челябинска для подготовки правоустанавливающих документов общества.
Во исполнение указанного распоряжения земельный участок площадью 6488 кв. м для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л), расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, д. 51-п, поставлен на кадастровый учет 03.02.2009, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0609001:74, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л). Данный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:06 09 001:0051 общей площадью 14 298 кв. м
Общество 23.12.2009 обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка общей площадью 6488 кв. м с кадастровым номером 74:36:0609001:74, используемого для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л), расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, д. 51-п, с приложением пакета документов, в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Между комитетом и обществом 25.01.2010 заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, в соответствии с которым в аренду сроком до 06.07.2027 передан земельный участок площадью 6488 кв. м с кадастровым номером 74:36:0609001:74 для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л), расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, д. 51-п,
Письмом от 23.02.2010 N 18488 комитет приостановил работы по выкупу земельного участка и запросил у общества дополнительные документы, а именно кадастровый паспорт земельного участка, включая разделы В.3-В.4.
В письме от 18.05.2011 общество обратилось в комитет с просьбой возобновить процедуру выкупа испрашиваемого земельного участка в связи с представлением кадастрового паспорта земельного участка, включающего разделы В.3-В.4.
Администрация в письме от 06.09.2011 N 02-1396 сообщила обществу об отказе в выкупе земельного участка, поскольку из представленных документов следует, что площадь выкупаемого земельного участка значительно превышает площадь земельного участка, занятого объектом недвижимости. Необходимость выкупа земельного участка площадью 6488 кв. м с целью эксплуатации нежилого здания не доказана.
Полагая, что отказ администрации в выкупе земельного участка площадью 6488 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, 51-п для эксплуатации нежилого здания (теплица, литера Л) является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Предусмотренное п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Согласно п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что обществом представлен в Администрацию полный пакет документов, сформированный в соответствии с законодательством, действующим на дату обращения с заявлением о выкупе земельного участка, в том числе, правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение права собственности на строение, для которого сформирован земельный участок.
Судами также установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 6488 кв. м прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0609001:74, что подтверждается кадастровым паспортом от 09.02.2009 N К 36.08/08-903. Вид разрешенного использования названного земельного участка, указанный в кадастровом паспорте - "для эксплуатации нежилого здания (теплица)", соответствует цели предоставления земельного участка в аренду, указанной в дополнительном соглашении N 2 к договору аренды. Проект границ земельного участка, занимаемого принадлежащим обществу нежилым помещением, утвержден распоряжением комитета. Данный земельный участок сформирован площадью 6488 кв. м в соответствии с утвержденным комитетом проектом границ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что стороны отказались от проведения землеустроительной экспертизы по вопросу о соответствии площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, необходимого, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, для использования расположенного на нем объекта недвижимости (теплицы), а администрацией не представлено каких-либо доказательств несоответствия площади испрашиваемого обществом земельного участка, в том числе с учетом его назначения и фактического использования, требованиям ст. 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о том, что администрацией не доказан факт несоответствия площади спорного земельного участка площади земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
При этом суды верно указали, что надлежащим способом восстановления нарушенного права общества является возложение на администрацию обязанности в месячный срок с момента вступления судебного акта по данному делу в законную силу принять решение о предоставлении обществу спорного земельного участка, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направить его обществу с предложением о заключении соответствующего договора в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.02.2012 по делу N А76-22712/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 6488 кв. м прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:36:0609001:74, что подтверждается кадастровым паспортом от 09.02.2009 N К 36.08/08-903. Вид разрешенного использования названного земельного участка, указанный в кадастровом паспорте - "для эксплуатации нежилого здания (теплица)", соответствует цели предоставления земельного участка в аренду, указанной в дополнительном соглашении N 2 к договору аренды. Проект границ земельного участка, занимаемого принадлежащим обществу нежилым помещением, утвержден распоряжением комитета. Данный земельный участок сформирован площадью 6488 кв. м в соответствии с утвержденным комитетом проектом границ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что стороны отказались от проведения землеустроительной экспертизы по вопросу о соответствии площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, необходимого, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, для использования расположенного на нем объекта недвижимости (теплицы), а администрацией не представлено каких-либо доказательств несоответствия площади испрашиваемого обществом земельного участка, в том числе с учетом его назначения и фактического использования, требованиям ст. 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о том, что администрацией не доказан факт несоответствия площади спорного земельного участка площади земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
При этом суды верно указали, что надлежащим способом восстановления нарушенного права общества является возложение на администрацию обязанности в месячный срок с момента вступления судебного акта по данному делу в законную силу принять решение о предоставлении обществу спорного земельного участка, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого земельного участка и направить его обществу с предложением о заключении соответствующего договора в порядке и сроки, установленные п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2012 г. N Ф09-8575/12 по делу N А76-22712/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8575/12
05.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5638/12
03.05.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3604/12
29.02.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-22712/11