Екатеринбург |
|
26 октября 2012 г. |
Дело N А07-20795/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Макарова В.Н., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Межрайкоммунводоканал" (ОГРН: 1020202085650; далее - предприятие "Межрайкоммунводоканал") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2012 по делу N А07-20795/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ОГРН: 1040203426603; далее - общество "СтройИнвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к предприятию "Межрайкоммунводоканал" о признании п. 2.2 договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного объекта капитального строительства от 17.10.2011 N 22, предусматривающего взимание платы за подключение объекта к инженерным сетям, недействительным (ничтожным).
Определением суда от 08.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Стерлитамак.
Решением суда от 09.04.2012 (судья Фазлыева З.Г.) исковые требования удовлетворены. Пункт 2.2 договора от 17.10.2011 N 22 признан недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 (судьи Мальцева Т.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Межрайкоммунводоканал" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований общества "СтройИнвест", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права с учетом приведенной им арбитражной практики. По мнению заявителя, для подключения вновь возведенного объекта капитального строительства требуется проведение мероприятий по увеличению мощностей инженерных сетей. Заявитель отмечает нарушение судом ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применение п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), не подлежащего применению.
Как установлено судами при рассмотрении спора и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы администрации города Стерлитамак от 30.04.2008 N 819, разрешениями от 13.09.2010 N RU 033070002005001-23, N RU 033070002005001-20 принят и введен в эксплуатацию построенный обществом "СтройИнвест" в микрорайоне 7 "А" Западного жилого района жилой дом строительный N 3А.
В соответствии с техническими условиями, выданными застройщику для подключения законченного строительством объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения от 06.04.2006 N 16, от 26.09.2008 N 95, между предприятием "Межрайкоммунводоканал" (исполнитель) и обществом "СтройИнвест" (заказчик) заключен договор о подключении строящегося, реконструируемого или построенного объекта капитального строительства от 17.10.2011 N 22 с учетом протокола разногласий от 25.10.2011.
В разделе 2 названного договора стороны определили стоимость работ и порядок расчетов.
Пунктом 2.2 договора от 17.10.2011 N 22 установлена плата за подключение объекта к системе водоснабжения и канализации в размере 1 394 390 руб. 64 коп. (с НДС).
Полагая, что условие договора о внесении платы за подключение объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, является недействительным, общество "СтройИнвест" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив отсутствие в технических условиях от 06.04.2006 N 16, от 26.09.2008 N 95, Инвестиционной программе по развитию, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения и канализации городского округа город Стерлитамак на 2008-2011 г., утвержденной Решением Совета городского округа город Стерлитамак от 08.07.2008 N 2-7/87, и договоре от 17.10.2011 N 22 указания на необходимость выполнения каких-либо работ по увеличению мощности и (или) пропускной способности существующих сетей инженерно-технического обеспечения, удовлетворил исковые требования, признав ничтожным п. 2.2 названного договора.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, изложенные в решении.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Оценив условия договора от 17.10.2011 N 22, суды верно указали на его публичный характер (ст. 426, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 12 Правил N 360 в числе условий договора о подключении указано согласование размера платы за подключение и порядка ее внесения.
В силу п. 14 названных Правил размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 940);
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Пунктом 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, установлено, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Исследовав в совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, включая технические условия, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взимания с общества "СтройИнвест" платы за подключение объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и несоответствии оспариваемого пункта договора от 17.10.2011 N 22 действующему законодательству.
Доказательств, подтверждающих необходимость проведения работ по увеличению и (или) пропускной способности существующих сетей, к которым будет производиться подключение объекта капитального строительства, предприятием "Межрайкоммунводоканал" не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка с учетом положений ст. 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Переоценка фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка судов на подп. п. 14 Правил N 360, действовавшего в старой редакции, не привела к принятию неправильного решения.
Доводы, касающиеся нарушения судом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отклонению.
Часть 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет общее правило распределения обязанностей по доказыванию.
По смыслу данной нормы обязанность доказывания распределена на всех лиц, участвующих в деле. При этом каждое участвующее в деле лицо доказывает группу обстоятельств в предмете доказывания, определяемую основанием требований или возражений. В настоящем споре бремя доказывания необходимости увеличения мощности или пропускной способности сети в связи с подключением спорного объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения правильно возложено на предприятие "Межрайкоммунводоканал".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2012 по делу N А07-20795/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Межрайкоммунводоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А.Панова |
Судьи |
В.Н.Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка с учетом положений ст. 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Переоценка фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка судов на подп. п. 14 Правил N 360, действовавшего в старой редакции, не привела к принятию неправильного решения.
...
По смыслу данной нормы обязанность доказывания распределена на всех лиц, участвующих в деле. При этом каждое участвующее в деле лицо доказывает группу обстоятельств в предмете доказывания, определяемую основанием требований или возражений. В настоящем споре бремя доказывания необходимости увеличения мощности или пропускной способности сети в связи с подключением спорного объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения правильно возложено на предприятие "Межрайкоммунводоканал"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2012 г. N Ф09-9149/12 по делу N А07-20795/2011