Екатеринбург |
|
22 октября 2012 г. |
Дело N А47-13841/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по недропользованию по Оренбургской области (ИНН: 5612048417, ОГРН: 1085260001530; далее - управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2012 по делу N А47-13841/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "ТрансЭКС" (ИНН: 5612005607, ОГРН: 1025602725048; далее - общество) - Постоенко П.И. (доверенность от 08.10.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к о признании незаконным решения об отказе в приеме заявки от 09.12.2011 вх. N 53 на участие в аукционе на право пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Степном участке Оренбургской области, оформленного письмом от 23.12.2011 N ОК-02/4285.
Решением суда от 24.04.2012 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также на неправильное применение судами норм права. В обоснование доводов заявитель жалобы указывает на правомерность отказа в приеме заявки общества на участие в аукционе на право пользования недрами, поскольку представленные обществом документы не соответствовали требованиям п. 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 (далее - Положение) и п. 4 приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами на Степном участке Оренбургской области (далее - Порядок и условия проведения аукциона).
Судами установлено и из материалов дела следует, что приказом управления от 28.10.2011 N 178-пр объявлен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородов на Степном участке Оренбургской области.
Обществом 09.12.2011 поданы заявочные документы (т. 1, л.д. 63-70).
Управление в письме от 23.12.2011 N ОК-02/4285 отказало обществу в приеме заявки на участие в аукционе, со ссылкой на анализ заявочных материалов, проведенного рабочей группой, который показал несоответствие заявочных материалов требованиям п. 11.4 Положения и п. 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона.
Полагая, что данное решение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия правовых оснований для принятия управлением решения об отказе в допуске общества к участию в аукционе на право пользования недрами на указанном выше участке.
Выводы судов являются правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства и основанными на материалах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным решения, незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование, в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
В соответствии со ст. 10 Закона о недрах одним из оснований пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр.
Приказом управления от 28.10.2011 N 178-пр утверждены Порядок и условия проведения аукциона.
Согласно п. 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного приказом Минприроды России Федерации от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент) для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным п. 17 данного Административного регламента.
В силу п. 17 Административного регламента к заявке должны прилагаться: 1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, 2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в конкурсе или аукционе, включая: 3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, 4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, 5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами).
Аналогичные требования содержатся в п. 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также в п. 11.4 Положения.
Согласно ст. 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:
1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;
5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
В силу п. 54 Административного регламента решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа. При этом в протоколе указываются: а) все зарегистрированные заявки; б) все отозванные заявителями заявки; в) заявки, которые приняты для участия в аукционе; г) заявки, которые не были приняты для участия в аукционе с указанием основания отказа в принятии заявки.
На основании п. 55 Административного регламента должностное лицо Роснедр или ответственного территориального органа в течение 3 рабочих дней с даты утверждения протокола заседания рабочей группы о приеме заявок на участие в аукционе на право пользования участками недр передает заявителям под расписку соответствующие сообщения в письменной форме или направляет такое сообщение в письменной форме заказным письмом с уведомлением о вручении.
Решение о принятии (отказе в принятии) заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр также доводится до заявителей, подавших заявку на участие в аукционе, в оперативном порядке не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа в приеме заявки общества послужил факт несоответствия заявочных материалов требованиям п. 11.4 Положения и п. 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона.
Вместе с тем, как верно установили суды, в нарушение вышеназванных норм, управлением ни в протоколе от 23.12.2011, ни в письме от 23.12.2011 N ОК-02/4285 не указано, в чем конкретно выразились несоответствие заявочных материалов общества требованиям п. 11.4 Положения и п. 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, какие именно документы не были представлены обществом вместе с заявкой и что непосредственно послужило основанием для принятия решения об отказе в принятии заявки на участие в аукционе.
Суды обоснованно отклонили ссылки управления на то, что основанием для отказа в принятии заявочных материалов общества явилось непредставление доказательств наличия у него либо передачи подрядчику необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области; непредставление свидетельств о проверке измерительных приборов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья на Степном участке, непредставление доказательств наличия необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области, поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации о недрах, в Порядке и условиях проведения аукциона отсутствуют требования о предоставлении в составе заявки доказательств наличия у заявителя или у подрядной организации оборудования (необходимой техники), в том числе актов приемки-передачи оборудования, накладных.
Таким образом, управление не обосновало причины несоответствия заявочных материалов общества требованиям п. 11.4 Положения и п. 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям аукциона. Вывод управления о несоответствии представленных обществом заявочных материалов данным нормам основан на формальном подходе к оценке представленных документов, а также на не соответствующих законодательству требованиях.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования о признании незаконным оспариваемого решения управления, не допустившего общество к участию в аукционе.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба управления - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2012 по делу N А47-13841/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по недропользованию по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно отклонили ссылки управления на то, что основанием для отказа в принятии заявочных материалов общества явилось непредставление доказательств наличия у него либо передачи подрядчику необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области; непредставление свидетельств о проверке измерительных приборов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья на Степном участке, непредставление доказательств наличия необходимого оборудования для проведения работ на Степном участке в Оренбургской области, поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации о недрах, в Порядке и условиях проведения аукциона отсутствуют требования о предоставлении в составе заявки доказательств наличия у заявителя или у подрядной организации оборудования (необходимой техники), в том числе актов приемки-передачи оборудования, накладных.
Таким образом, управление не обосновало причины несоответствия заявочных материалов общества требованиям п. 11.4 Положения и п. 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям аукциона. Вывод управления о несоответствии представленных обществом заявочных материалов данным нормам основан на формальном подходе к оценке представленных документов, а также на не соответствующих законодательству требованиях."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2012 г. N Ф09-10052/12 по делу N А47-13841/2011