Екатеринбург |
|
01 ноября 2012 г. |
Дело N А07-2715/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.05.2012 по делу N А07-2715/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - общество "Вектор") - Файрушин А.Р. (доверенность от 29.11.2011).
Поступившее 30.10.2012 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от Управления Росимущества ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Вектор" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росимущества и обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 30, корп. 16.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.05.2012 (судья Мавлютов И.Т.) заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Управления Росимущества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (судьи Карпачева М.И., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что им не было допущено бездействия, так как все необходимые документы были направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. По его мнению, Управлением Росимущества были произведены все необходимые действия для получения поручения о продаже названного земельного участка. Заявитель также отмечает, что 19.04.2012 в адрес общества "Вектор" был направлен проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Как установлено судами, общество "Вектор" является собственником 6-этажного административно-производственного здания (корпус 16) общей площадью 19400 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020603:442 по адресу: г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 30, корп. 16, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ N 357344.
Общество "Вектор" обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 28.11.2011 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020603:442, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. 50 лет СССР, д. 30, корп. 16, общей площадью 7702 кв. м.
К указанному заявлению были приложены документы: нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица, постановки на учет в налоговом органе, устава, статистические коды, справка Бюро технической инвентаризации от 22.11.2011 N 52/1136, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, доверенность, свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, кадастровый паспорт земельного участка, копия паспорта представителя заявителя.
Названное заявление с приложениями было принято Управлением Росимущества, что подтверждается номером входящей корреспонденции 15225 от 28.11.2011.
Общество "Вектор", полагая, что бездействие Управления Росимущества, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению в установленный срок заявления о предоставлении земельного участка, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, общество "Вектор" обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 28.11.2011.
Рассмотрев заявление, Управление Росимущества направило в адрес заявителя письмо от 09.12.2011 N 13303, в котором сообщило о направлении пакета документов и заявления общества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва) для получения соответствующего поручения.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Данный перечень на момент обращения общества с заявлением от 28.11.2011 был утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", согласно которому предусмотрено, что документы, указанные в п. 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня (копия свидетельства о государственной регистрации; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт участка), не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе представить их вместе с соответствующим заявлением.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что все необходимые документы были представлены обществом "Вектор".
Пунктом 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (п. 1 названного Положения).
Согласно п. 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Республики Башкортостан полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Управление Росимущества в Республике Башкортостан, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с п. 4.1 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, Управление Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия закреплены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на выкуп данного участка.
Учитывая, что доказательств наличия препятствий для принятия в установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не представлено, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Управления Росимущества по непринятию в указанный срок решения о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка.
Из материалов дела следует, что Управление Росимущества 19.04.2012 письмом N 03383 направило в адрес заявителя проект договора купли-продажи и расчет выкупной стоимости земельного участка.
Поскольку к моменту рассмотрения спора по существу Управление Росимущества совершило действия, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и направило в адрес общества "Вектор" проект договора купли-продажи, суды сделали правомерный вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае способа восстановления нарушенных прав заявителя в виде возложения на заинтересованное лицо обязанности совершить действия по принятию решения и подготовке договора купли-продажи повторно.
С учетом изложенного отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии бездействия со стороны Управления Росимущества, и совершении им всех необходимых действий для получения поручения о продаже названного земельного участка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.05.2012 по делу N А07-2715/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4.1 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, Управление Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия закреплены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
...
Учитывая, что доказательств наличия препятствий для принятия в установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не представлено, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Управления Росимущества по непринятию в указанный срок решения о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка.
...
Поскольку к моменту рассмотрения спора по существу Управление Росимущества совершило действия, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и направило в адрес общества "Вектор" проект договора купли-продажи, суды сделали правомерный вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае способа восстановления нарушенных прав заявителя в виде возложения на заинтересованное лицо обязанности совершить действия по принятию решения и подготовке договора купли-продажи повторно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф09-8885/12 по делу N А07-2715/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5713/13
04.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1215/13
22.01.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-765/13
01.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8885/12
17.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6315/12
10.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2715/12