Екатеринбург |
|
01 ноября 2012 г. |
Дело N А76-23605/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Калининском районе г. Челябинска (далее - учреждение, Пенсионный фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-23605/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Челябинский завод железобетонных изделий N 1" (далее - общество, страхователь) - Петров О.В. (доверенность от 15.10.2012 N 12).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Пенсионного фонда от 28.11.2011 N 20 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 24.02.2012 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение учреждения признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указанных в кассационной жалобе.
При этом заявитель указывает, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) надбавки и доплаты за работу с особыми условиями труда, а также все виды компенсаций, в том числе компенсация морального вреда, выплачиваемая работодателем своим работникам не по решению суда, а по условиям, предусмотренным дополнением к коллективному договору, а также закрепленным локальным соглашением по охране труда, облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат, поскольку основаны на правильной оценке судами спорных выплат как компенсации морального вреда, выплаченного работникам общества в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации за нравственные и физические страдания, причиненные в результате постоянной работы во вредных (опасных) условиях труда. Общество также указывает, что у него имелись возражения на акт проверки, проведенной Пенсионным фондом, которые не отражены в оспариваемом по делу решении. В решении также не указано - как разнести сумму начисленной недоимки персонально по каждому работнику. Общество полагает, что указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для признания названного ненормативного акта недействительным.
Как следует из материалов дела, учреждением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2010 году плательщиком страховых взносов - обществом.
По результатам проверки составлен акт от 31.10.2011 N 124 и вынесено решение от 28.11.2011 N 20 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Названным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания штрафов в общей сумме 990 558 руб. 20 коп. за неполную уплату сумм страховых взносов. Обществу также доначислены суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование - 4 952 791 руб., и начислены пени в общей сумме 621 145 руб. 03 коп.
Основанием для доначисления обществу сумм страховых взносов, начисления пеней и привлечения к ответственности послужили выводы Пенсионного фонда о неуплате обществом страховых взносов в сумме 4 952 791 руб. вследствие занижения базы для начисления страховых взносов на сумму выплат "за причинение морального вреда работникам, занятым на рабочих местах с тяжелыми вредными и опасными, отклоняющимися от нормальных, условиями труда".
Суды, признавая недействительным оспариваемое решение учреждения, пришли к выводу о том, что выплачиваемые обществом работникам суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность принятых судебных актов, пришел к следующим выводам.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов на обязательное страхование, в связи с чем частью 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для общества являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые им как плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного федерального закона:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
и) с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;
4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов;
8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;
10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;
11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
12) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;
13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
2. При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
3. В базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:
1) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, - суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями;
2) в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Исключая из базы по страховым взносам спорные выплаты, осуществляемые в пользу работников, общество руководствовалось тем, что эти выплаты являются предусмотренной коллективным договором компенсацией морального вреда, причиненного работнику, в связи с выполнением работы на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Понятие морального вреда и условия его компенсации предусмотрены нормами ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что спорные выплаты имеют статус выплат за причинение работодателем своим работникам морального вреда за нравственные и физические страдания, причиненные в результате постоянной работы во вредных (опасных) условиях труда.
Однако судами не учтено, что выплаты работодателем своим работникам компенсации морального вреда за нравственные и физические страдания, причиненные в результате постоянной работы во вредных (опасных) условиях труда не поименованы в исчерпывающем перечне указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, выводы судов о том, что Пенсионный фонд неправомерно доначислил обществу по итогам проверки недоимку, пени и штраф, основаны на неправильном применении Закона N 212-ФЗ.
Доводы общества о том, что его возражения на акт проверки не отражены в оспариваемом по делу решении, что в решении не указано - как разнести сумму начисленной недоимки персонально по каждому работнику, обоснованно не положены судами в мотивировочную часть своих судебных актов, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не являются самостоятельным основанием для признания названного ненормативного акта недействительным. Обстоятельств нарушения прав и интересов общества именно указанными причинами его несогласия с решением Пенсионного фонда обществом не приведено, судами также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований общества у судов не имелось.
Поскольку все фактические обстоятельства дела судами установлены, но нормы материального права применены неправильно, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием судом кассационной инстанции нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-23605/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Челябинский завод железобетонных изделий N 1" о признании недействительным решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Калининском районе г. Челябинска от 28.11.2011 N 20 отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Челябинский завод железобетонных изделий N 1" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Поворот исполнения решения Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-23605/2011 в части взыскания с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Калининском районе г. Челябинска расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2000 руб. произвести суду первой инстанции при представлении доказательств его исполнения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что спорные выплаты имеют статус выплат за причинение работодателем своим работникам морального вреда за нравственные и физические страдания, причиненные в результате постоянной работы во вредных (опасных) условиях труда.
Однако судами не учтено, что выплаты работодателем своим работникам компенсации морального вреда за нравственные и физические страдания, причиненные в результате постоянной работы во вредных (опасных) условиях труда не поименованы в исчерпывающем перечне указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Таким образом, выводы судов о том, что Пенсионный фонд неправомерно доначислил обществу по итогам проверки недоимку, пени и штраф, основаны на неправильном применении Закона N 212-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф09-8440/12 по делу N А76-23605/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-613/13
15.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1983/13
01.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8440/12
31.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3286/12