Екатеринбург |
|
06 ноября 2012 г. |
Дело N А50-592/2012 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. N 17АП-6025/12
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177; далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.04.2012 по делу N А50-592/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Завод Нефтегаздеталь" (ОГРН 1035901767175, ИНН 5920020021; далее - общество, заявитель) - Топорова Т.В. (дов. от 15.12.2011);
таможни - Ямлиханова М.Л. (дов. от 22.06.2012 N 01-04/8583).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным отказа таможни, изложенного в письме от 03.11.2011 N 03-01-30/15940, о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенных декларациях (далее - ДТ) N 10411080/220411/0004849, 10411080/260411/0005001.
Решением суда первой инстанции от 18.04.2012 (судья Цыренова Е.Б.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 (судьи Варакса Н.В., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в частности положений ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях), п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - постановление N 883), а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В обоснование жалобы таможня указывает на то, что формирование уставного капитала, связанное с его увеличением за счет технологического оборудования, завершено 01.03.2011, на дату регистрации соответствующих изменений, внесенных в устав общества Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края (01.03.2011), между тем оборудование ввезено в апреле 2011 года, т.е. по истечении срока формирования уставного капитала.
Таможня полагает, что ввоз товаров после срока формирования уставного капитала, но в срок, определяющий период ввоза товаров, уже внесенных в уставный капитал общества, не является соблюдением установленных постановлением N 883 условий предоставления таможенной льготы.
По мнению таможни, вывод судов о том, что имущество, внесенное в уставный капитал, является вкладом иностранного инвестора в уставный капитал, противоречит требованиям действующего законодательства.
По мнению таможенного органа, ввоз оборудования, уже принадлежащего обществу, а не иностранному инвестору, нельзя рассматривать как иностранную инвестицию, то есть как вклад иностранного капитала.
В связи с изложенным таможня указывает на отсутствие в рассматриваемом случае правовых оснований для предоставления обществу льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество через таможенного представителя - общество с ограниченной ответственностью "Смарт Лоджистикс" предъявило на оформление Пальниковскому таможенному посту Пермской таможни товар по ДТ N 10411080/210411/0004812 и 10411080/250411/0004906: трубогибочный стан модели SRBMI 1400 - 1 шт., фрезерный станок типа SRF 4000 - 1 шт., на общую сумму 262 219 357 руб.
Данный товар заявлен в качестве дополнительного имущественного вклада иностранного учредителя (участника) - компании МОЛЛАРО ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД (Республика Кипр) в уставный капитал общества.
В графе 37 названных деклараций указана процедура - выпуск для внутреннего потребления с особенностью - вклад в уставный капитал, с применением льготы. Таможенные платежи на момент подачи деклараций не были уплачены.
В выпуске товара в заявленном режиме таможенным органом было отказано.
Обществом на Пальниковский таможенный пост 22.04.2011 и 26.04.2011 на вышеуказанный товар вновь были поданы ДТ N 10411080/220411/0004849, 10411080/260411/0005001 с уплатой таможенных платежей в полном объеме.
Товар выпущен 25.04.2011 и 26.04.2011.
Общество, полагая, что имеет право на льготу по уплате таможенных платежей по товару, ввозимому в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, обратилось в таможню с заявлением от 06.10.2011 N 167 о корректировке сведений, подтверждающих возможность предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Письмом от 03.11.2011 N 03-01-30/15940 таможенный орган отказал обществу в заявленной корректировке сведений, указав на то, что ввоз товаров после срока формирования уставного капитала, но в срок, определяющий период ввоза товаров, уже внесенных в уставный капитал общества, не является соблюдением установленных постановлением N 883 условий предоставления таможенной льготы; оснований для корректировки сведений, подтверждающих возможность предоставления льгот по уплате таможенных платежей, не имеется.
Приволжским таможенным управлением в порядке ведомственного контроля вынесено заключение от 04.04.2012 N 10 об обоснованности отказа таможни о внесении изменений в сведения в ДТ N 10411080/220411/0004849, 10411080/260411/0005001, изложенного в письме от 03.11.2011 N 03-01-30/15940.
Общество, полагая, что отказ таможни о внесении изменений в декларации является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество подтвердило право на льготу по уплате таможенных платежей; заявителем соблюдены все условия освобождения от обложения таможенными пошлинами.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются, в частности, в кодированном виде сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. При этом ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с данной таможенной процедурой (п. 1, п. 3 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 191 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий: если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений; если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.
Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.
Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - инструкция).
В указанной инструкции установлено, что сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя, в частности, в случае возникновения оснований для возврата (зачета, последующего использования плательщиком) уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и (или) пеней (подп. 6 п. 2 инструкции).
Внесение изменений и (или) дополнений в ДТ и ее электронную копию после выпуска товаров допускается в течение срока, предусмотренного в соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (п. 3 инструкции).
Обращение декларанта или таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров составляется в произвольной форме с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ДТ и перечня прилагаемых документов. К обращению прилагаются корректировка декларации на товары, заполненная по установленной форме, ее электронная копия и документы, указанные в перечне (п. 4 инструкции).
Обращение не может являться основанием для принятия таможенным органом решения о внесении изменений и (или) дополнений в ДТ в случаях, если:
- обращение поступило в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного в соответствии со ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза;
- сведения, указанные в обращении и предлагаемые для внесения в ДТ, не подтверждены документально;
- таможенный орган установил недостоверность сведений, указанных в обращении и предлагаемых для внесения в ДТ (п. 5 инструкции).
В силу п. 7 инструкции таможенный орган, рассматривающий обращение, вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения, а также устанавливать срок их предоставления, который должен быть достаточным для предоставления запрашиваемых документов и сведений.
Решение таможенного органа об изменении и (или) дополнении сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров принимается в письменной форме в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. О принятом решении таможенный орган информирует декларанта или таможенного представителя (п. 8 инструкции).
Статьей 2 Закона об иностранных инвестициях определено, что иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
В соответствии со ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" при ввозе на единую таможенную территорию государств сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.
Согласно ст. 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза. Порядок предоставления тарифных льгот, установленных данным Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
В целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций Правительством Российской Федерации принято постановление от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", п. 1 которого установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Порядок увеличения уставного капитала регламентирован гражданским законодательством.
В частности, согласно абз. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники вносят дополнительные вклады в течение срока, установленного уставом или решением общего собрания участников об увеличении уставного капитала. Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и(или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и(или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что общество в случае подтверждения статуса ввозимого товара (в рассматриваемом случае - ввезенного технологического оборудования) в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, при соблюдении установленных постановлением N 883 условий предоставления льготы, имеет право на льготу в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Оценив в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к выводу о соблюдении обществом всех условий для получения льготы по уплате таможенных пошлин.
Судами установлено, что согласно представленным при подаче ДТ N 10411080/220411/0004849, 10411080/260411/0005001 документам единственным учредителем и участником общества - компанией МОЛЛАРО ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД принято решение от 07.02.2011 N 1 об увеличении уставного капитала за счет внесения дополнительного вклада в размере 262 219 357 руб. в виде технологического оборудования (трубогибочный стан модели SRBMI 1400 - 1 шт., фрезерный станок типа SRF 4000 - 1 шт.); срок внесения дополнительного вклада составляет 3 месяца со дня принятия данного решения; оборудование должно быть ввезено на территорию Российской Федерации в срок до 30.04.2011.
Между обществом и компанией МОЛЛАРО ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД 14.02.2011 подписан акт приема - передачи дополнительного вклада в виде технологического оборудования: трубогибочный стан модели SRBMI 1400 - 1 шт. и фрезерный станок типа SRF 4000 - 1 шт.
Решением единственного учредителя общества от 14.02.2011 N 2 утверждены итоги увеличения уставного капитала общества: утвержден уставный капитал общества в размере 262 229 357 руб., а также утверждены изменения в учредительные документы общества, обусловленные увеличением уставного капитала за счет дополнительного вклада иностранного участника.
Утвержденные решением от 14.02.2011 N 2 изменения в устав общества зарегистрированы 01.03.2011 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чайковскому Пермского края с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выдачей свидетельства от 01.03.2011 N ГРН 2115920003912.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что товар по ДТ N 10411080/220411/0004849, 10411080/260411/0005001 ввезен 25.04.2011 и 26.04.2011, т.е. в пределах срока формирования уставного капитала, установленного в решении единственного учредителя и участника общества от 07.02.2011 N 1.
Установив совокупность вышеуказанных условий, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у таможни в рассматриваемом случае правовых оснований для отказа обществу о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10411080/220411/0004849, 10411080/260411/0005001.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены требования общества о признании недействительным отказа таможни внести изменения в сведения, заявленные в вышеназванных таможенных декларациях, подтверждающие возможность предоставления льготы по уплате таможенных платежей.
Судами правомерно отклонен как основанный на неправильном толковании норм права довод таможни о несоблюдении обществом третьего условия предоставления таможенных льгот, предусмотренного постановлением N 883.
Таможенный орган ссылается на то, что формирование уставного капитала, связанное с его увеличением за счет технологического оборудования, завершено 01.03.2011, в то время как товар ввезен в апреле 2011 года. Таможня полагает, что ввоз товаров после срока формирования уставного капитала, но в срок, определяющий период ввоза товаров, уже внесенных в уставный капитал общества, не является соблюдением установленных постановлением N 883 условий предоставления таможенной льготы.
Между тем, как правильно указали суды, постановление N 883 не связывает право на льготу с регистрацией изменений, внесенных в учредительные документы общества, а лишь содержит требование о том, чтобы имущество было ввезено в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями и в сроки, установленные учредительными документами, которые регулируются Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Судами установлено, что предусмотренный вышеназванным законом и установленный решением учредителя срок для ввоза имущества, внесенного в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, заявителем соблюден.
Довод таможенного органа о том, что после завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества, имущество, внесенное в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, приобретает статус имущества общества. Следовательно, ввоз оборудования уже принадлежащего обществу, а не иностранному инвестору, нельзя рассматривать как иностранную инвестицию, то есть как вклад иностранного капитала, также обоснованно отклонен судами, поскольку из решений единственного учредителя общества - компании МОЛЛАРО ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД следует, что данное имущество является вкладом иностранного инвестора в уставный капитал общества.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в постановлении N 883 не содержится ограничений, на которые ссылается таможенный орган, указывая, что после завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества, ввоз оборудования уже принадлежащего обществу, а не иностранному инвестору, нельзя рассматривать как иностранную инвестицию, то есть как вклад иностранного капитала.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании положений постановления N 883.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты на основе всестороннего, полного установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, и исследования имеющихся в материалах дела доказательств..
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.04.2012 по делу N А50-592/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод таможенного органа о том, что после завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества, имущество, внесенное в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, приобретает статус имущества общества. Следовательно, ввоз оборудования уже принадлежащего обществу, а не иностранному инвестору, нельзя рассматривать как иностранную инвестицию, то есть как вклад иностранного капитала, также обоснованно отклонен судами, поскольку из решений единственного учредителя общества - компании МОЛЛАРО ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД следует, что данное имущество является вкладом иностранного инвестора в уставный капитал общества.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в постановлении N 883 не содержится ограничений, на которые ссылается таможенный орган, указывая, что после завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества, ввоз оборудования уже принадлежащего обществу, а не иностранному инвестору, нельзя рассматривать как иностранную инвестицию, то есть как вклад иностранного капитала.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на неверном толковании положений постановления N 883."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2012 г. N Ф09-10572/12 по делу N А50-592/2012