Екатеринбург |
|
25 мая 2015 г. |
Дело N А47-5050/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области (далее - инспекция; ИНН 5610114400, ОГРН 1075658009547) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2014 по делу N А47-5050/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Оренбурггражданстрой" (далее - общество, заявитель; ИНН 5610061780, ОГРН 1025601022590) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания от 15.05.2014 N 40/05-10-21 об устранении нарушений в представленной отчетности и представление уточненной отчетности.
Решением суда от 26.11.2014 (судья Мирошник А.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Баканов В.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании материалов дела судами установлено, что общество ведет строительство 9-этажного дома по адресу: г. Оренбург, ул. 60 лет Октября 9б, с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в связи чем обязан представлять в инспекцию ежеквартальную отчетность по установленным Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства формам, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила).
Обществом представлены в инспекцию формы отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2013 г., в которой инспекция установила недостоверные, по ее мнению, сведения.
В частности, в п. 7 приложения N 2 неверно указана общая сумма обязательств по договорам, куда не включена сумма расторгнутых договоров. По мнению инспекции, при расторжении договора и возврате участнику денежных средств участнику строительства, эти изменения должны быть в отчетности.
Кроме того, в п. 9 приложения N 2 неверно указана дата передачи объекта долевого строительства (не позднее 60 дней с даты получения разрешения на ввод). Инспекция полагает, что в отчетности должны быть указаны два срока - 60 дней со дня ввода (ввод 31.12.2013) и 60 дней со дня ввода (30.07.2014).
В результате анализа ежеквартальной отчетности общества инспекцией 12.05.2014 составлено заключение от N 49 и выдано предписание N 40/05-10-21 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности, которым заявителю предписано в срок до 30.05.2014 г. представить исправленную форму Приложения N 2 отчетности и исправленную форму Приложения N 3 отчетности.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ).
В силу п. 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В п. 7 Приложения N 2 к Правилам застройщику необходимо указать информацию о заключенных договорах участия в долевом строительстве по объекту недвижимости: дату заключения первого договора; общее количество заключенных договоров с начала строительства (создания); количество договоров, заключенных за отчетный период; количество договоров, расторгнутых за отчетный период; общую сумму обязательств по договорам (млн. рублей).
При заполнении указанного пункта и указании общей суммы обязательств заявитель исходил из того, что следует учитывать только действующие (не расторгнутые) договоры долевого строительства, поскольку исходя из положений ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства прекращаются.
Суды, удовлетворяя в данной части заявленные требования, поддержали позицию общества.
Согласно Правилам в п. 9 Приложения N 2 застройщик должен указать срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, предусмотренный договорами.
Пунктом 3.8 Методических указаний определено, что данные о сроке передачи объекта долевого строительства отражаются в отчете о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства, на основании срока передачи объекта долевого строительства, указанного в договорах.
Судами установлено, что в соответствии с п. 2.1.2 договоров долевого строительства, заключенных заявителем с участниками долевого строительства, застройщиком установлен единый срок для передачи объектом долевого строительства - не позднее 60 календарных дней с даты получения застройщиком разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Иных сроков передачи объекта долевого строительства данные договоры не содержат.
В связи с чем суды посчитали указанным срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, правомерно указав на то, что продление срока строительства не обязывает общество указывать в п. 9 Приложения N 2 два срока (старого и нового), и обоснованно удовлетворили в данной части заявленные требования.
Оснований для постановки иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, суды нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего спора правомерно учли имеющуюся неопределенность в порядке заполнения отчетности и то, что каждая из сторон основывает свою позицию на толковании имеющихся инструкций, ссылаясь на подзаконные акты и Методические рекомендации; отсутствие однозначного нормативного регулирования порядка заполнения отчетности в случаях расторжения части договоров и возврата привлеченных средств, изменения сроков передачи объекта строительства в части договоров.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2014 по делу N А47-5050/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.