Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 ноября 2012 г. N Ф09-10553/12 по делу N А76-4711/2012
Екатеринбург |
|
13 ноября 2012 г. |
Дело N А76-4711/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Лукьянова В. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление, административный орган, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2012 по делу N А76-4711/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (далее - заявитель, банк) - Малыш Л.В. (доверенность от 12.08.2011);
управления - Усольцев О.С. (доверенность от 19.01.2012).
Банк обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации права на сооружение - ограждение литер 2, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области и Администрация города Челябинска в лице Управления архитектурно-строительного надзора администрации города Челябинска (далее - администрация).
Решением суда от 22.05.2012 (судья Бастен Д.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконными действия управления, выразившиеся в отказе государственной регистрации права от 10.01.2012 N 01/476/2011-369 на сооружение - ограждение литер 2, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, 4, протяженностью 53,94 м, обязал управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя - зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанное сооружение.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 (судьи Соколова И.Ю., Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неподтверждение заявителем в установленном порядке того, что спорное сооружение относится к объектам вспомогательного назначения.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат административное здание банка площадью 4 903,5 кв. м, кадастровый номер 74-74-01/543/2008-261; здание общежития банка общей площадью 6 418,3 кв. м, кадастровый номер 74-74-01/923/2006-445; нежилое здание (здание столовой) общей площадью 807,6 кв. м, кадастровый номер 74-74-01/543/2008-260, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, 4, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.02.2007, 26.08.2008 сделаны регистрационные записи N 74-74-01/923/2006-445, N 74-74-01/543/2008-261, N 74-74-01/543/2008-260 соответственно.
Указанные здания расположены на земельном участке площадью 22 758 кв. м, кадастровый номер 74:36:07.11.004.0014, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, 4, который принадлежит банку на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.08.2005 сделана регистрационная запись за N 74-74-01/257/2005-238.
Банк, в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области, обратился в управление с заявлением от 10.11.2011 о регистрации права собственности на сооружение - ограждение литер 2, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4, протяженностью 53,94 м.
С заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное сооружение банк представил следующие документы: доверенность от 27.01.2010, доверенность от 05.10.2011, декларацию об объекте недвижимого имущества от 10.11.2011 и техническое заключение от 18.10.2011 N 430-1, что отражено в расписке в получении документов на государственную регистрацию от 10.11.2011.
Уведомлением от 21.11.2011 N 01/476/2011-369 заинтересованное лицо сообщило заявителю о том, что государственная регистрация права собственности на данное сооружение приостановлена на срок до 21.12.2011, поскольку не представлен документ, подтверждающий отнесение вышеуказанного сооружения к категории вспомогательного, предусмотренный пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: заключение уполномоченного структурного подразделения органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся вопросы архитектуры и градостроительства (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Административным органом 21.11.2011 сделан запрос N 35004 в Управление архитектурно-строительного надзора администрации г. Челябинска с просьбой предоставить сведения, необходимые для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а именно: о том, является ли данный объект строением вспомогательного использования, а также сведения о том, по отношению к какому основному объекту недвижимости данное сооружение является вспомогательным.
Сообщением от 10.01.2012 N 01/476/2011-369 управление уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку заявителем не представлен документ, подтверждающий отнесение вышеуказанного сооружения к категории вспомогательного, а именно: заключение уполномоченного структурного подразделения органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся вопросы архитектуры и градостроительства. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта, а именно: решение уполномоченного органа об утверждении акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта с приложением вышеуказанного акта (если объект недвижимости принимался в эксплуатацию до 14.12.2005) либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (если объект недвижимости принимался в эксплуатацию после 14.12.2005).
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на то, что спорное сооружение предназначено для обслуживания и эксплуатации основного объекта - здания банка и не может самостоятельно использоваться для иной деятельности; на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, в том числе документы, свидетельствующие о назначении спорного объекта как вспомогательного, что в силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает на отсутствие необходимости получения разрешения на его строительство.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлены основания для государственной регистрации прав, из которого следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав).
По смыслу статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, за исключением случаев, когда регистратор должен был приостановить регистрацию, а не отказывать в ней.
В силу статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 Закона о государственной регистрации и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации ).
В силу абзацев 3, 4 пункта 1 статьи 13 указанного закона, в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что Банк обратился с заявлением о государственной регистрации на созданный объект недвижимого имущества (сооружение - ограждение) в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации).
Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и строительных правил. При этом согласно пункту 3 части 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Судами установлено, что заявитель представил для государственной регистрации права на спорное сооружение декларацию об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447. Право заявителя на земельный участок, на котором находится указанное сооружение, зарегистрировано в ЕГРП ранее.
Кроме того, что при обращении за регистрацией права заявителем представлено техническое заключение от 18.10.2011 N 430-1, составленное институтом "Челябинский Промстройпроект", из которого следует, что названное сооружение является объектом вспомогательного использования по отношению к административному зданию банка, литеры А, а, а1, право на которое также зарегистрировано в ЕГРП ранее.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что надлежащим документом, подтверждающим факт создания спорного объекта недвижимого имущества и содержащим его описание, является декларация об объекте недвижимого имущества, составленная по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447.
Доказательства, свидетельствующие о том, что спорное сооружение не относится к объектам вспомогательного использования, управлением не представлены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования банка.
Ссылка управления на неподтверждение заявителем в установленном порядке того, что спорное сооружение относится к объектам вспомогательного назначения фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и, в связи с этим, не принимается судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.05.2012 по делу N А76-4711/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что заявитель представил для государственной регистрации права на спорное сооружение декларацию об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447. Право заявителя на земельный участок, на котором находится указанное сооружение, зарегистрировано в ЕГРП ранее.
Кроме того, что при обращении за регистрацией права заявителем представлено техническое заключение от 18.10.2011 N 430-1, составленное институтом "Челябинский Промстройпроект", из которого следует, что названное сооружение является объектом вспомогательного использования по отношению к административному зданию банка, литеры А, а, а1, право на которое также зарегистрировано в ЕГРП ранее.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу о том, что надлежащим документом, подтверждающим факт создания спорного объекта недвижимого имущества и содержащим его описание, является декларация об объекте недвижимого имущества, составленная по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2012 г. N Ф09-10553/12 по делу N А76-4711/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1153/13
25.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1153/13
30.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1153/13
13.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6792/12
22.05.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-4711/12