Екатеринбург |
|
26 ноября 2012 г. |
Дело N А07-1445/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Мындря Д.И., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Башкортостан (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2012 по делу N А07-1445/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель кадастровой палаты - Ахмедшина И.О. (доверенность от 01.03.2012 N 02-2012-07).
Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - общество "УМПО") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью "Топограф" (далее - общество "Топограф") и к кадастровой палате с заявлением о признании недействительным акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, д. 2, имеющегося в межевом плане земельного участка от 23.06.2011, выполненного работником общества "Топограф" кадастровым инженером Алчиновой Г.Р., и о признании незаконными действий кадастровой палаты по внесению на государственный кадастровый учет изменений сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Ферина, д. 2 и уменьшении его площади с 94 3341+/-340 кв. м, а также обязании кадастровой палаты в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу восстановить сведения о границах и площади земельного участка, равной 94 3341+/-340 кв. м, с кадастровым номером 02:55:020416:217, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости до совершения незаконных действий органом кадастрового учета (с учетом изменения предмета требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество), администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), Садрицкий Юрий Петрович, Садовничук Сергей Петрович.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2012 (судья Насыров М.М.) заявленные обществом "УМПО" требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения требования общества "УМПО" к обществу "Топограф". Производство по делу в указанной части требования прекращено. В части удовлетворения требований общества "УМПО" к кадастровой палате решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить в части удовлетворения требований к кадастровой палате, ссылаясь на неприменение положений ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что в силу названной нормы права орган местного самоуправления городского округа Уфы является уполномоченным органом на обращение с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о спорном земельном участке. Заявитель также ссылается на отсутствие в государственном кадастре недвижимости на момент внесения изменений сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:217.
В отзыве на кассационную жалобу общество "УМПО" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, общество "УМПО" по договорам купли-продажи от 11.11.2010 N 40/10-26029, 40/10-26028, 40/10-26027, 40/10-26026, 40/10-26030, 40/10-26031 продало обществу с ограниченной ответственностью "Авиапромышленная лизинговая компания" (далее - общество "Авиапромышленная лизинговая компания") нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, д. 2.
Проданные обществу "Авиапромышленная лизинговая компания" объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:209, площадью 948 354 кв. м, земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под промышленную площадку N 1, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, д. 2, предоставленного обществу "УМПО" в постоянное (бессрочное) пользование (кадастровый паспорт земельного участка от 29.03.2011 N 02/11/1-40540, постановление главы администрации города Уфа Республики Башкортостан от 31.03.2000 N 1275, свидетельство о государственной регистрации права от 05.03.2011 04 АГ N 098315).
Общества "УМПО" и "Авиапромышленная лизинговая компания" в целях оформления прав на земельные участки под принадлежащими им объектами недвижимости согласовали границы земельных участков под своими объектами и внесли соответствующие сведения о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:209 в государственный кадастр недвижимости.
На основании приказа Минземимущества от 18.08.2011 N 2459 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:209 был разделен на земельные участки с кадастровым номером 02:55:020416:217 площадью 943 341 кв. м и с кадастровым номером 02:55:020416:218 площадью 5012 кв. м.
В дальнейшем право постоянного (бессрочного) пользования общества "УМПО" на земельные участки с кадастровым номером 02:55:020416:217 площадью 943 341 кв. м и с кадастровым номером 02:55:020416:218 площадью 5012 кв. м зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельства о государственной регистрации права от 05.10.2011 04 АГ N 395319, 395318).
Приказом Минземимущества от 17.10.2011 N 3283 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования общества "УМПО" на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:218, площадью 5012 кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Ферина.
Общество "Авиапромышленная лизинговая компания" на основании приказа Минземимущества от 22.08.2011 N 2484, договора купли-продажи земельного участка от 22.08.2011 N 54-2484-11 приобрело в собственность земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:218, площадью 5012 кв. м, находящийся по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, и зарегистрировало право в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 04 АГ N 429114).
Общество "УМПО" обратилось в Минземимущество с заявлением от 17.08.2011 N 17553 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:217, площадью 943 341 кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Ферина, д. 2, с приложением необходимого пакета документов.
При решении вопроса о переоформлении прав на земельный участок Минземимуществом получены необходимые для этого актуальные кадастровые паспорта на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:217, из которых выяснилось, что площадь данного земельного участка сократилась на 796 кв. м.
Из письма кадастровой палаты от 30.11.2011 N 09178 следует, что на основании заявления от 25.06.2011 N 1/0200/11-11332 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка 02:55:020416:217, поданного представителем администрации, и межевого плана, подготовленного в результате кадастровых работ по уточнению указанного земельного участка, 29.06.2011 в кадастровые сведения о местоположении границ и площади земельного участка внесены изменения, в результате чего его площадь земельного участка составила 942 545 кв. м.
В материалы дела представлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:209, подготовленный обществом "Топограф".
Согласно пояснениям общества "Топограф" при проведении кадастровых работ выяснилось, что границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:209 пересекают объекты капитального строительства, собственниками которых являются третьи лица - Садовничук С.П. и Садрицкий Ю.П. Границы данного участка были согласованы в индивидуальном порядке с начальником Управления по земельным ресурсам администрации Лазаренко М.А. Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:209 был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 02:55:020416:217 и 02:55:020416:218, в связи с чем общество "Топограф" вынуждено было повторно провести по уточнению тех же границ, но уже в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217.
Из оспариваемого акта согласования местоположения границ земельного участка площадью 942 545 кв. м, имеющегося в межевом деле, следует, что границы участка были согласованы с начальником Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Лазаренко М.А. при проведении работ по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:209.
Общество "УМПО", ссылаясь на то, что органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком с кадастровыми номерами 02:55:020416:217, является Минземимущество и администрация не вправе изменять его границы и площадь, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217 проведено обществом "Топограф" с нарушениями требований действующего законодательства, в связи с чем не могло быть положено органом кадастрового учета в основу при проведении процедуры внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Суд первой инстанции указал, что уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений, осуществляющим функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся, либо находившееся в собственности Республики Башкортостан является Минземимущество, в связи с чем заявление о государственном кадастровом учете изменений границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217 могло быть подано исключительно Минземимуществом, и границы данного земельного участка должны были согласовываться с Минземимуществом и обществом "УМПО".
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения в части удовлетворения требований к кадастровой палате, согласился с выводом суда первой инстанции о том, что действия кадастровой палаты по внесению изменений в сведения о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217 на основании заявления администрации без согласования с землепользователем - обществом "УМПО", и органом уполномоченным на распоряжение данным земельным участком - Минземимуществом, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, установлен п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". К таким лицам относятся собственники соответствующих объектов недвижимости, а в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается следующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан - городе Уфе: на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности Республики Башкортостан; предоставленными государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан, казенному предприятию Республики Башкортостан, государственному учреждению Республики Башкортостан, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Республики Башкортостан; предоставленными организации, созданной в порядке приватизации, имущество которой до приватизации находилось в собственности Республики Башкортостан; занятыми недвижимым приватизированным, отчужденным имуществом, находившимся до его приватизации, отчуждения в государственной собственности Республики Башкортостан, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением Правительства Республики Башкортостан; занятыми недвижимым приватизированным имуществом, решение о приватизации которого принималось местным органом государственной власти Республики Башкортостан; подлежащими отнесению к государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами.
Согласно Указу Президента Республики Башкортостан от 07.03.2006 N УП-89 уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений, осуществляющим функции по распоряжению перечисленными выше земельными участками является Минземимущество.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:217, сформированный из земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:209, принадлежит обществу "УМПО" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как установлено судами, объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, были отчуждены в собственность общества "УМПО" в порядке приватизации из государственной собственности Республики Башкортостан, что подтверждается Планом приватизации Уфимского моторостроительного производственного объединения, утвержденным решением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 10, изменениями и дополнениями в План приватизации Уфимского моторостроительного производственного объединения, утвержденными постановлением Минземимущества от 20.09.2006 N 51.
Доказательств того, что государственная собственность на указанный земельный участок разграничена, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка в орган кадастрового учета могли обратиться Минземимущество как орган, уполномоченный на распоряжение данным участком, а также общество "УМПО" как законный землепользователь.
Поскольку изменения в сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217 внесены органом кадастрового учета на основании заявления администрации, не являющегося в силу ч. 1 ст. 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" уполномоченным органом на распоряжение этим участком, и без согласования с Минземимуществом, а также с законным землепользователем - обществом "УМПО", судами указанные действия кадастровой палаты признаны нарушающими права и законные интересы общества "УМПО".
С учетом изложенного требования общества "УМПО", заявленные в отношении кадастровой палаты, судами правомерно удовлетворены.
Вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу в отношении общества "Топограф", в связи с тем, что акт согласования местоположения границ спорного земельного участка, имеющийся в межевом плане земельного участка от 23.06.2011, выполненном работником общества "Топограф", не носит властного или публичного характера, не направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей каких-либо лиц, следовательно, не обладает признаками ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа или должностного лица, оспаривание которых производится на основании гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Ссылки заявителя на неприменение положений ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" подлежат отклонению как несостоятельные. Названной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных, в том числе статьей 25.2 названного Закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу N А07-1445/2012 Арбитражного Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В.Лазарев |
Судьи |
Д.И.Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку изменения в сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:217 внесены органом кадастрового учета на основании заявления администрации, не являющегося в силу ч. 1 ст. 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" уполномоченным органом на распоряжение этим участком, и без согласования с Минземимуществом, а также с законным землепользователем - обществом "УМПО", судами указанные действия кадастровой палаты признаны нарушающими права и законные интересы общества "УМПО".
...
Ссылки заявителя на неприменение положений ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" подлежат отклонению как несостоятельные. Названной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных, в том числе статьей 25.2 названного Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 ноября 2012 г. N Ф09-10602/12 по делу N А07-1445/2012