Екатеринбург |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А60-28224/2006 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 июля 2007 г. N Ф09-5718/07-С6
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Платоновой Е.А., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фанком" (далее - общество "Фанком") на определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 по делу N А60-28224/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании участие приняли представители:
общества "Фанком" - Зырянов А.В. (доверенность от 05.07.2012 N 744),
администрации Махнёвского муниципального образования - Омельченко Л.Н. (доверенность от 18.10.2012 N 11-12).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/2006 с Алапаевского муниципального образования за счет казны Алапаевского муниципального образования в пользу общества "Фанком" взыскано 7 990 802 руб. неосновательного обогащения, 51 454 руб. 01 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Взыскателю выдан исполнительный лист.
Общество "Фанком" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о процессуальном правопреемстве - замене должника в исполнительном производстве по делу N А60-28224/2006 с Алапаевского муниципального образования на муниципальное образование Алапаевское и Махневское муниципальное образование.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2011 заявление удовлетворено. Произведена замена должника в исполнительном производстве по делу N А60-28224/2006 с Алапаевского муниципального образования на муниципальное образование Алапаевское и Махневское муниципальное образование.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 определение оставлено без изменения.
Постановлением Федеральный арбитражный суд Уральского округа от 19.04.2012 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. Суд кассационной инстанции указал на то, что произведя замену должника в исполнительном производстве на двух его правопреемников, не установил пределы их ответственности и порядок исполнения решения суда за счет этих лиц.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 (судья Проскурякова И.А.) в удовлетворении заявления общества "Фанком" о процессуальном правопреемстве отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 (судьи Усцов Л.А., Виноградова Л.Ф., Голубцова Ю.А.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Фанком" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неприменение судами ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащей применению. По мнению заявителя, отсутствие информации о пределах ответственности правопреемников по обязательству означает, что образованные в результате реорганизации муниципальные образования должны нести солидарную ответственность по долгам ликвидированного в порядке разделения Алапаевского муниципального образования. Заявитель считает, что решение Думы муниципального образования Алапаевское от 27.10.2011 N 148 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования Алапаевское от 30.03.2009 N 180 "Об урегулировании вопросов правопреемства, в связи с разделением Алапаевского муниципального образования" о признании задолженности Алапаевского муниципального образования перед обществом "Фанком" по решению Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/06 муниципальным образованием Алапаевское принято за пределам компетенции. Вопрос о правопреемстве по обязательствам разделенного муниципального образования должен быть решен на уровне субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель также полагает, что названное решение нарушает права и законные интересы общества "Фанком", поскольку в одностороннем порядке уменьшает количество кредиторов по обязательству.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Махневского муниципального образования указывает на несостоятельность доводов заявителя, считает судебные акты законными и обоснованными, полагает, что единственным правопреемником по решению Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/2006 перед обществом "Фанком" является муниципальное образование Алапаевское, просит оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 о взыскании с Алапаевского муниципального образования в пользу общества "Фанком" 7 990 802 руб. выдан исполнительный лист.
Общество "Фанком", ссылаясь на разделение Алапаевского муниципального образования на два муниципальных образования - муниципальное образование Алапаевское и Махневское муниципальное образование, обратилось с заявлением о замене должника.
В силу п. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Согласно ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 названного Федерального закона. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области N 28-ОЗ "О разделении Алапаевского муниципального образования и наделении муниципальных образований, образованных в результате этого разделения, статусом городского округа" Алапаевское муниципальное образование разделено на муниципальное образование, в состав территории которого входит поселок городского типа Махнево, и муниципальное образование, в состав территории которого входит рабочий поселок Верхняя Синячиха.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1420-ПП утверждены перечни имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего передаче из собственности Алапаевского муниципального образования в собственность муниципального образования Алапаевское и Махневского муниципального образования в процессе разграничения имущества.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, указали на то, что названным Постановлением пределы ответственности правопреемников по долгам прежнего муниципального образования не установлены, в перечни имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего передаче из собственности Алапаевского муниципального образования в собственность муниципального образования Алапаевское и Махневского муниципального образования в процессе разграничения имущества, обязательство Алапаевского муниципального образования по исполнению судебного акта по делу N А60-28224/2006 не включено.
Между тем суды, делая указанный вывод, не приняли во внимание следующее.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен принцип обязательности судебных актов, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судами установлено, что после разделения Алапаевского муниципального образования, являющегося должником на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда, обязательства по исполнению данного судебного акта в предусмотренном законом порядке не было передано ни одному из вновь созданных муниципальных образований.
В материалах дела имеется письмо Министерства финансов Свердловской области от 23.12.2011 N 01-20-11-10862, адресованное обществу "Фанком", в котором указывается на то, что решением Думы муниципального образования Алапаевское от 27.10.2011 N 148 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования Алапаевское от 30.03.2009 N 180 "Об урегулировании вопросов правопреемства, в связи с разделением Алапаевского муниципального образования" задолженность Алапаевского муниципального образования перед обществом "Фанком" по решению Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/06 признается муниципальным образованием Алапаевское, в связи с чем внесение изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1420-ПП не требуется. Обществу "Фанком" предложено оформить процессуальное правопреемство в судебном порядке.
Однако судами названное выше решение Думы муниципального образования Алапаевское от 27.10.2011 N 148 в качестве доказательства передачи обязательства одному из вновь созданных муниципальных образований правомерно не принято.
Поскольку в силу ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передача имущественных обязательств вновь образованным муниципальным образованием в порядке правопреемства входит в компетенцию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, решение Думы муниципального образования Алапаевское от 27.10.2011 N 148 не является основанием для возникновения у муниципального образования Алапаевское обязательств по решению Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/06.
Махневским муниципальным образованием в суд кассационной инстанции представлено письмо Правительства Свердловской области от 24.08.2012 N 01-01-81/10766, в котором главе названого муниципального образования на его просьбу внести соответствующие изменения в Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1420-ПП относительно разграничения обязательств перед обществом "Фанком" сообщено, что такое внесение изменений не представляется возможным, поскольку отсутствует муниципальное образование, которое будет осуществлять передачу имущества.
Учитывая, что органом исполнительной власти Свердловской области, в полномочия которого входит утверждение передаточного (разделительного) акта, являющегося основанием возникновения у вновь образованных муниципальных образований имущественных обязательств в порядке правопреемства, просьба о решении вопроса о разграничении обязательств перед обществом "Фанком" отклонена, отказ в производстве процессуального правопреемства делает исполнение вступившего в законную силу судебного акта невозможным, что нарушает права и законные интересы общества "Фанком", противоречит положениям Конституции Российской Федерации и основным принципам судопроизводства.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции подлежат отмене в силу ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Поскольку компетентным органом решение о возложении на правопреемников должника имущественного обязательства по решению Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/2006 не принято, суд кассационной инстанции считает, что в рассматриваемом случае у правопреемников Алапаевского муниципального образования - муниципального образования Алапаевское и Махневского муниципального образования, возникла солидарная обязанность перед обществом "Фанком", и признает возможным произвести процессуальное правопреемство в исполнительном производстве по указанному решению путем взыскания денежных средств с муниципального образования Алапаевское и Махневского муниципального образования солидарно в пользу общества "Фанком" за счет казны названных муниципальных образований.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная за подачу кассационной жалобы, подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 по делу N А60-28224/2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по тому же делу отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Фанком" о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену должника в исполнительном производстве по решению Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2007 по делу N А60-28224/06 с Алапаевского муниципального образования на муниципальное образование Алапаевское и Махневское муниципальное образование путем взыскания солидарно с муниципального образования Алапаевское и Махневского муниципального образования за счет казны муниципальных образований.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Фанком" из федерального бюджета государственную пошлину 1000 рублей, уплаченную за подачу кассационной жалобы в соответствии с платежным поручением от 01.10.2012 N 4418.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что органом исполнительной власти Свердловской области, в полномочия которого входит утверждение передаточного (разделительного) акта, являющегося основанием возникновения у вновь образованных муниципальных образований имущественных обязательств в порядке правопреемства, просьба о решении вопроса о разграничении обязательств перед обществом "Фанком" отклонена, отказ в производстве процессуального правопреемства делает исполнение вступившего в законную силу судебного акта невозможным, что нарушает права и законные интересы общества "Фанком", противоречит положениям Конституции Российской Федерации и основным принципам судопроизводства.
...
В соответствии со ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф09-5718/07 по делу N А60-28224/2006
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5718/2007
06.09.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-125/12
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5718/07
10.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-125/12