Екатеринбург |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А76-23854/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макарова В.Н.,
судей Вербенко Т.Л., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" в лице филиала открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" "Башнефть-Оренбургнефтепродукт" (далее - компания "Башнефть") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2012 по делу N А76-23854/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Оренбургнефтепродукт" (ИНН: 5610004301, ОГРН: 1025601018530; далее - общество "Оренбургнефтепродукт") обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295; далее - общество "РЖД") с исковым заявлением о взыскании 24 669 руб. 36 коп. штрафа за просрочку доставки груза.
Решением суда от 04.07.2012 (судья Костарева И.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 (судьи Вяткин О.Б., Махрова Н.В., Логиновских Л.Л.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "Оренбургнефтепродукт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неверную оценку судами содержания транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ 253392, неправильное применение ст. 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав), нарушение ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Открытым акционерным обществом "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" в лице филиала открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" "Башнефть-Оренбургнефтепродукт" заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве: замене открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт" на открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" в лице филиала открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" "Башнефть-Оренбургнефтепродукт". К данному ходатайству приложены выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.10.2012 N 19791/2012, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 02 N 006879991, протокол внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт" от 26.04.2012 N 6, из которых следует, что открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" является правопреемником открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт".
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте; правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд кассационной инстанции, исследовав представленные в обоснование ходатайства документы, считает, что ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению в порядке, установленном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с железнодорожной станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала общества "РЖД" истец 04.09.2011 произвел отправку группы вагонов (N 51910271, 51794451, 51795904) с грузом - топливо дизельное на станцию Сорочинская Южно-Уральской железной дороги - филиала общества "РЖД".
Из содержания транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ 253392 следует, что груз был принят обществом "РЖД" к перевозке на станции Бензин Куйбышевской железной дороги 04.09.2011, срок доставки груза истекал 10.09.2011. Груз поступил на станцию назначения 09.09.2011, о чем уведомлен грузополучатель, но выдан 13.09.2011, о чем имеются соответствующие отметки в накладной.
Истец, ссылаясь на нарушение сроков доставки груза, в порядке ст. 97 Устава начислил перевозчику штраф за просрочку доставки груза и направил в адрес последнего претензию от 26.09.2011 N 42/7-1063 с требованием об уплате указанной суммы.
Поскольку ответчик отказался от исполнения содержащихся в претензии требований, истец обратился в арбитражный суд с исковым требованием о взыскании 24 669 руб. 36 коп. штрафа за просрочку доставки груза, указав в качестве правового обоснования ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33, 97, 125 Устава.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии просрочки в доставке груза по накладной N ЭЯ 253392, исходя из того, что согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЯ 253392 груз прибыл на станцию назначения 09.09.2011, в тот же день грузополучатель был уведомлен о прибытии груза и ему выдан оригинал накладной. При этом суды посчитали, что данное обстоятельство свидетельствует о подаче груза для выгрузки грузополучателю 09.09.2011, то есть до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки груза.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив правильность применения судами норм материального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 33 Устава грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Суды обеих инстанций, делая вывод о том, что груз доставлен без просрочки, исходили из того, что фактически вагоны прибыли на станцию назначения 09.09.2011, в тот же день грузополучатель был уведомлен о прибытии груза.
Между тем суды не исследовали обстоятельства применительно к требованиям ст. 33 Устава, не установили, когда фактически поданы вагоны для выгрузки грузополучателю. Так же судами не установлено наличие доказательств невозможности подачи вагонов грузополучателю для выгрузки в срок, предусмотренный транспортной железнодорожной накладной, не исследовались обстоятельства, свидетельствующие либо об отсутствии вины перевозчика, либо наличия вины общества "Башнефть-Оренбургнефтепродукт" в просрочке доставки груза.
Вывод судов о передаче груза обществу "Башнефть-Оренбургнефтепродукт" 09.09.2011 не мотивирован применительно к названным обстоятельствам и не соответствует материалам дела.
Кроме того, в силу ст. 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Судами не установлено, подача и уборка вагонов под разгрузку маневровым локомотивом какой из сторон должна была производиться в данном случае.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного установления правоотношений сторон по делу и разрешения спора по существу, и, учитывая, что в кассационной инстанции устранить отмеченные недостатки не представляется возможным, решение и постановление в соответствии с ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2012 по делу N А76-23854/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий |
В.Н. Макаров |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обеих инстанций, делая вывод о том, что груз доставлен без просрочки, исходили из того, что фактически вагоны прибыли на станцию назначения 09.09.2011, в тот же день грузополучатель был уведомлен о прибытии груза.
Между тем суды не исследовали обстоятельства применительно к требованиям ст. 33 Устава, не установили, когда фактически поданы вагоны для выгрузки грузополучателю. Так же судами не установлено наличие доказательств невозможности подачи вагонов грузополучателю для выгрузки в срок, предусмотренный транспортной железнодорожной накладной, не исследовались обстоятельства, свидетельствующие либо об отсутствии вины перевозчика, либо наличия вины общества "Башнефть-Оренбургнефтепродукт" в просрочке доставки груза.
Вывод судов о передаче груза обществу "Башнефть-Оренбургнефтепродукт" 09.09.2011 не мотивирован применительно к названным обстоятельствам и не соответствует материалам дела.
Кроме того, в силу ст. 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 г. N Ф09-11556/12 по делу N А76-23854/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23854/11
23.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11556/12
06.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8586/12
04.07.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23854/11