Екатеринбург |
|
23 ноября 2012 г. |
Дело N А76-4712/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Рыбаковой М.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2012 по делу N А76-4712/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители:
Управления Росреестра - Усульцева О.С. (доверенность от 19.01.2012 N 21);
Центрального банка Российской Федерации (далее - Центральный банк) - Балакирева Е.А. (доверенность от 20.12.2010).
Центральный банк обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в отказе в государственной регистрации права на сооружение - объекты благоустройства, состоящие из замощения (асфальт, бетон), газонов, грунта, бортов (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14), расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4, возложении на Управление Росреестра обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данное сооружение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества), администрация города Челябинска в лице Управления архитектурно-строительного надзора администрации города Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2012 (судья Мрез И.В.) требования Центрального банка удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления Росреестра по отказу в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на сооружение - объекты благоустройства, состоящие из замощения (асфальт, бетон), газонов, грунта, бортов (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14), расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4. На Управление Росреестра возложена обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на этот объект.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 13, 17, 20, 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав N 122-ФЗ), ст. 6, 8, 51, 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, суды признавая отказ в государственной регистрации права собственности на спорный объект незаконным, не дали надлежащей правовой оценки представленным на государственную регистрацию документам, самостоятельно установив, что этот объект является вспомогательным. При этом, как указывает Управление Росреестра, из представленных на государственную регистрацию документов данный вывод не следует, заключение об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство выдано неуполномоченным лицом - закрытым акционерным обществом институт "Челябинский промстройпроект" (далее - общество "Челябинский промстройпроект"), а у Управления Росреестра отсутствуют полномочия по установлению вспомогательного либо основного назначения регистрируемого объекта, так как эти данные вносятся в Реестр на основании представленных документов. Кроме того, как считает заявитель, сам объект в соответствии с элементами в него входящими (замощение, газоны, грунт, борты) является благоустройством и не относится к объектам недвижимого имущества.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Центральный банк 10.11.2011 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - объект благоустройства, состоящий из замощения (асфальт, бетон), газонов, грунта, бортов (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 4.
Согласно расписке в получении документов от 24.01.2012 N 01/476/2011 на государственную регистрацию были представлены следующие документы: заявление, 2 доверенности, декларация и техническое заключение, выданное обществом "Челябинский промстройпроект".
Заявленный к регистрации объект благоустройства расположен на земельном участке с кадастровым номером 74:36:07.11.004.0014 площадью 22 758 кв. м, находящемся у Центрального банка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На данном земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности Российской Федерации административное здание Центрального банка площадью 4 903,5 кв. м (кадастровый номер 74-74-01/543/2008-261), здание общежития Центрального банка общей площадью 6 418, 3 кв. м (кадастровый номер 74-74-01/923/2006-445) и нежилое здание (здание столовой) общей площадью 807, 6 кв. м (кадастровый номер 74-74-01/543/2008-260).
Управлением Росреестра 21.11.2011 21 государственная регистрация прав приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ на срок до 21.12.2011 в связи с сомнениями регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации по причине непредставления документа, подтверждающего отнесение заявленного к регистрации сооружения к категории вспомогательного, предусмотренного ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно заключения уполномоченного структурного подразделения органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся вопросы архитектуры и градостроительства (ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Заявителю предложено в установленный срок представить соответствующее заключение, а в случае, если данный объект не является вспомогательным, представить документ, подтверждающий ввод спорного сооружения в эксплуатацию (ст. 25 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Управлением Росреестра 10.01.2012 принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности N 01/476/2011-372 на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ по причине непредставления документов, необходимых для государственной регистрации, а именно: не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимого имущества и содержащий его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок; не представлены документы, подтверждающие отнесение объекта к категории вспомогательного; не представлены документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию.
Центральный банк, полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что заявленное к регистрации спорное сооружение - объект благоустройства, состоящий из замощения (асфальт, бетон), газонов, грунта, бортов (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14), является вспомогательным, так как предназначен для обслуживания и эксплуатации основного объекта - здания Центрального банка и не может самостоятельно использоваться для иной цели. Центральным банком на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы в соответствии со ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, в том числе документы, свидетельствующие о назначении спорного объекта как вспомогательного, что в силу ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывает на отсутствие необходимости получения разрешения на его строительство.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене в силу следующего.
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Абзацем 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ установлено, что к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся: земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В силу п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
На основании ст. 16 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, согласно абз. 10 п. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 25 названного Закона право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При этом п. 1 ст. 25.3 того же Закона установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3 названного Закона).
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При этом, учитывая, что объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и другие), указаны в п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а строения и сооружения вспомогательного использования отдельно обозначены в п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, последние объекты следует относить к объектам капитального строительства. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Однако законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного назначения.
По мнению Минрегиона России, изложенному в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, заявителю помимо заполненной декларации и правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо представить также документы, подтверждающие, что объект недвижимости, за регистрацией права собственности на который он обращается, не имеет самостоятельного назначения.
В связи с тем, что законодателем четко не определен перечень объектов недвижимости, относящихся к строениям и сооружениям вспомогательного назначения, а даны лишь оценочные формулировки, правообладателю необходимо представить в регистрирующий орган документы, позволяющие однозначно установить, что построенный им объект имеет вспомогательный характер.
Из декларации от 10.11.2012, представленной на государственную регистрацию, следует, что к регистрации заявлено сооружение - объекты благоустройства: замощение (асфальт, бетон), газоны, грунт, борты протяженностью 713,46 м (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14).
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Заявленные Центральным банком к регистрации замощение (асфальт, бетон), газоны, грунт, борты по существу являются покрытием площади земельного участка, несут вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и являются элементом благоустройства участка, что подтверждено и техническим заключением от 18.10.2011 N 431, выполненным обществом "Челябинский промстройпроект",
Ссылка судов на данное заключение как на доказательство, подтверждающее вспомогательный характер использования заявленного к регистрации объекта по отношению к зданию, находящемуся на этом земельном участке, неправомерна, поскольку объектом исследования было сооружение - объекты благоустройства, критериев определения вспомогательного характера их использования оно также не содержит.
Поскольку у Управления Росреестра отсутствуют полномочия по установлению принадлежности объектов недвижимого имущества к основным или вспомогательным, а из представленных на государственную регистрацию права собственности документов на сооружение - объекты благоустройства, состоящие из замощения (асфальт, бетон), газонов, грунта, бортов (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14), как на объект недвижимости, не следует, что оно имеет вспомогательное назначение по отношению к основному зданию, Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права собственности на него.
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного подлежат отмене, как принятые с нарушением ст. 13, 20, 25, 25.3 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.05.2012 по делу N А76-4712/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Центрального банка Российской Федерации отказать.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
...
Поскольку у Управления Росреестра отсутствуют полномочия по установлению принадлежности объектов недвижимого имущества к основным или вспомогательным, а из представленных на государственную регистрацию права собственности документов на сооружение - объекты благоустройства, состоящие из замощения (асфальт, бетон), газонов, грунта, бортов (литеры I-V, 3, 4, 5, 7, 8-14), как на объект недвижимости, не следует, что оно имеет вспомогательное назначение по отношению к основному зданию, Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права собственности на него.
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного подлежат отмене, как принятые с нарушением ст. 13, 20, 25, 25.3 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, в удовлетворении заявленных требований следует отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 г. N Ф09-9649/12 по делу N А76-4712/2012