Екатеринбург |
|
19 ноября 2012 г. |
Дело N А60-9586/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Первухина В.М., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2012 по делу N А60-9586/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Коростелев А.Б. (доверенность от 11.01.2012);
Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас" (далее - предприятие "ПЖКУ поселка Динас", налогоплательщик) - Белова П.А. (доверенность от 15.08.2012), Попова Ю.Х. (доверенность от 13.03.2012), Малкова Е.В. (доверенность от 15.03.2012).
Предприятие "ПЖКУ поселка Динас" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.01.2012 N 13-56 (далее - решение инспекции) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 5 522 861 руб., пеней в сумме 2 230 670 руб. 94 коп., штрафных санкций в сумме 216 824 руб.
Решением суда от 06.06.2012 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены, решение инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 5 522 861 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований налогоплательщика, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя жалобы, к государственным регулируемым ценам не относятся цены на товары (работы, услуги), предоставляемые для льготной категории граждан. В связи с этим фактическая цена реализация в целях исчисления НДС должна определяться как стоимость оказанных услуг вне зависимости от того, какая сумма подлежит оплате физическими лицами, в том числе имеющими право на льготу.
Отзыва на кассационную жалобу предприятием "ПЖКУ поселка Динас" не представлено.
В судебном заседании представители инспекции, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители налогоплательщика заявили, что обжалуемые судебные акты считают законными, просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2007 по 30.09.2010 составлен акт от 26.10.2011 N 13-56 и вынесено решение инспекции, которым, в том числе, доначислен НДС в сумме 5 522 861руб., начислены соответствующие суммы пеней и штрафа.
Основанием для доначисления НДС в указанной сумме послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение требований п. 2 ст. 153, п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167 Кодекса налогоплательщик неправомерно исключил из налоговой базы по данному налогу за 2007, 2008, 2009 годы стоимость оказанных услуг льготным категориям граждан в сумме 36 205 420 руб.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде предприятие "ПЖКУ поселка Динас" осуществляло деятельность по оказанию услуг населению по техническому обслуживанию и текущему содержанию жилищного фонда, капитальному ремонту, социальному найму, обслуживанию лифтов и прочие услуги с предоставлением льгот отдельным потребителям.
По мнению налогового органа, реализация налогоплательщиком жилищно-коммунальных услуг на безвозмездной основе льготной категории граждан в силу положений абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса является объектом обложения НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.02.2012 N 44/12, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решения инспекции принято с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, предприятие "ПЖКУ поселка Динас" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования исходя из того, что налогоплательщик правомерно определил налогооблагаемую базу согласно положениям п. 2 ст. 154 Кодекса, поскольку суммы субсидий, полученных налогоплательщиком в качестве компенсации убытков, понесенных при оказании услуг, не являются объектом обложения НДС.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных в соответствии со ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются законными и обоснованными исходя из следующего.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В п. 13 ст. 40 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемый период) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Таким образом, фактическая цена реализации услуг - это цена, по которой производит оплату потребитель, имеющий право на льготу.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 указало на то, что на основании п. 2 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что деятельность предприятия "ПЖКУ поселка Динас" по реализации коммунальных услуг населению является планово-убыточной и дотируется из бюджета, поскольку тарифы на данные виды услуг устанавливаются ниже уровня их себестоимости и оплачиваются не в полном объеме, а отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг.
Финансовым управлением ГО Первоуральск и Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной защиты населения г. Первоуральска, УЖКХ и строительства городского округа Первоуральск в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан осуществлялось возмещение расходов предприятию "ПЖКУ поселка Динас" (на основании заключенных с ним соглашений от 18.01.2007 N 2, от 16.01.2008 N 14).
На основании установленных обстоятельств суды признали, что налогоплательщиком получены денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие фактических убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным и региональным законодательством (бюджетные ассигнования). В соответствии с положениями п. 2 ст. 154 Кодекса предприятие "ПЖКУ поселка Динас" правомерно определило налоговую базу по НДС исходя из фактических цен реализации оказываемых услуг.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что фактическая цена реализация в целях исчисления НДС должна определяться как стоимость оказанных услуг вне зависимости от того, какая сумма подлежит оплате имеющими право на льготу физическими лицами, основан на неверном толковании законодательства, судами рассмотрен и обоснованно отклонен, ему дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2012 по делу N А60-9586/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство финансов Российской Федерации в письме от 27.03.2002 N 16-00-14/112 указало на то, что на основании п. 2 ст. 154 и подп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
...
На основании установленных обстоятельств суды признали, что налогоплательщиком получены денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие фактических убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот, установленных федеральным и региональным законодательством (бюджетные ассигнования). В соответствии с положениями п. 2 ст. 154 Кодекса предприятие "ПЖКУ поселка Динас" правомерно определило налоговую базу по НДС исходя из фактических цен реализации оказываемых услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2012 г. N Ф09-11157/12 по делу N А60-9586/2012