Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Часть III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Часть III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Москва является активным участником реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В городе последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение москвичей доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативно-правовых актов, реализуется через комплекс взаимоувязанных строительных и жилищных программ, обеспеченных городскими ресурсами:

- программа улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях;

- программа переселения жителей из сносимых ветхих, аварийных, пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения;

- программа "Молодой семье - доступное жилье";

- Московская ипотечная программа;

- программа реконструкции, реновации, капитального ремонта объектов жилищного фонда;

ГАРАНТ:

См. Концепцию программы реновации территорий сложившейся жилой застройки г. Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 117-ПП

- среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и задания до 2010 года;

- ежегодная программа реализации жилой площади;

- целевая комплексная программа паспортизации жилищного фонда;

- программа расселения квартир коммунального заселения;

- программа расселения общежитий квартирной планировки.

В настоящее время Москва занимает лидирующее положение в стране по объему, составу и адресной направленности мер государственной социальной помощи в жилищной сфере всем группам москвичей, в первую очередь - признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нарастают объемы жилищного строительства. Ежегодный объем ввода жилья в Москве увеличился с 3,5 млн. кв. м в 2000 году до 4,6 млн. кв. м в 2005 году. В период 2000-2005 годов в рамках городских жилищных программ улучшили жилищные условия 350 тыс. семей москвичей.

Продолжавшийся с 1998 года рост очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, связанный с введением с 1 февраля 1998 г. новых правил постановки на жилищный учет, в последние два года удалось прекратить, благодаря развертыванию новых жилищных программ - "Молодой семье - доступное жилье" и социальной ипотеки, обеспеченных дополнительными ресурсами (табл. 1). Вместе с тем, несмотря на выделение значительных ресурсов на реализацию перечисленных жилищных программ, максимальный срок ожидания улучшения жилищных условий не сокращается и требуемый уровень доступности жилья для москвичей достигнут не был.

 

Таблица 1

 

Количество граждан, состоящих на жилищном учете на начало года в период 2000-2006 гг.

 

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Семей 182939 187317 190206 194204 194427 197164 195410
Человек 617102 629318 638425 649606 650546 656241 616478

 

В связи со значительным ростом рыночных цен на жилье началось снижение доступности жилья для жителей города Москвы (табл. 2). В частности, сегодня индекс доступности приобретения в собственность стандартной квартиры в типовом крупнопанельном доме площадью 54 кв. м семьей из 3 человек (жилье эконом-класса), исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи, равен среднему годовому доходу практически за 10 лет по сравнению с 8,8 годами в середине 2005 года.

 

Таблица 2

 

Изменение индекса доступности жилья в период 2000-2006 гг.

 

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Совокупный годовой доход семьи из 3
чел. (руб.) 1)
130000 150000 198887 258156 294505 366300 440000
Средняя стоимость одного кв.м жилья
(руб.) 2)
19600 20300 28305 34860 48671 60123 80820
Стоимость 54 кв.м жилья (тыс. руб.) 912,6 1096,2 1528,5 1882,4 2626,6 3246,7 4364,3
Значение индекса доступности жилья
(гг.)
7,1 7,3 7,6 7,2 8,9 8,8 9,9

 

Примечание:

1) По данным Мосгоркомстата.

2) Цены типового панельного жилья в районах массовой застройки.

 

Кроме того, реализуемыми в рамках городских жилищных программ мерами содействия реально охвачены лишь те москвичи, которые состоят на жилищном учете (7% от населения города Москвы) или проживают в ветхих и аварийных домах, общежитиях.

В результате наблюдается рост неудовлетворенности горожан своими жилищными условиями. Так, по данным социологических опросов, желают улучшить свои жилищные условия не менее 50% семей, проживающих в Москве. Среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ускорить решение жилищной проблемы, воспользовавшись возмездными формами предоставления жилых помещений, желают более 62% семей. Из них около 41% готовы воспользоваться более благоприятной ценовой ситуацией на рынке жилья в ближнем Подмосковье.

В целях координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области жилищного строительства постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП утверждены Среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и задания до 2010 года.

В соответствии с этой программой будет обеспечено строительство объектов жилищного фонда в объеме 22,6 млн. кв. м, что позволит направить для решения общегородских социальных задач 9,49 млн. кв. м жилой площади и улучшить жилищные условия 166,5 тыс. семей москвичей, в том числе 79 тыс. семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и 41 тыс. молодых семей. Ожидается, что этим будет обеспечено сокращение количества семей, состоящих на жилищном учете, на 5% ежегодно и достигнуто к 2010 году время ожидания предоставления жилого помещения очереднику около 10 лет.

С другой стороны, анализ реализации в Москве жилищных программ показывает, что исключительно за счет нового строительства жилья на территории города Москвы перечисленные проблемы улучшения жилищных условий москвичей решены быть не могут. Острота проблем в жилищной сфере для всех категорий населения Москвы, а также важность решения новых задач социально-экономического и демографического развития города, вытекающих из послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", требуют разработки и реализации новых и более масштабных планов по повышению доступности жилья для москвичей, предусматривающих, помимо намеченного, следующее:

- создание особого режима протекционизма на столичном рынке жилья для москвичей, постоянно проживающих на законных основаниях в городе Москве не менее 10 лет, в целях уменьшения дисбаланса между спросом и предложением, являющимися основным источником роста цен на жилые помещения;

- охват мероприятиями Среднесрочной жилищной программы не только граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, а также других групп москвичей с дифференциацией по уровню жилищной обеспеченности и доходов;

- достижение максимально возможной эффективности использования городского жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских жилищных программ;

- увеличение объема предоставления жилья москвичам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и сокращение максимального срока ожидания улучшения их жилищных условий до 10 лет;

- конкретизацию в жилищных программах целевых показателей, установленных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки настоящей городской Среднесрочной жилищной программы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.