Екатеринбург |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А47-8350/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Гайдука А.А., Васильченко Н.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская Сталь" (ИНН: 5607019523, ОГРН: 1055607061498; далее - общество "Уральская Сталь") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.05.2012 по делу N А47-8350/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Юшков А.В. (доверенность от 03.08.2011 N 77 АА 2950235).
В удовлетворении ходатайства общества "Уральская Сталь" об отложении судебного разбирательства судом кассационной инстанции отказано в связи с отсутствием для этого оснований, предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Уральская Сталь" о взыскании 1 908 729 руб. 06 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.05.2012 (судья Вишнякова А.А.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "Уральская Сталь" в пользу общества "РЖД" взыскано 1 500 000 руб. платы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 (судьи Махрова Н.В., Рачков В.В., Вяткин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уральская Сталь" просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы указывает на то, что ни Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), ни договором от 21.05.2008 не предусмотрена возможность взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. По мнению общества "Уральская Сталь", плату за пользование вагонами, начисленную истцом по договору от 21.05.2008, рассматривать как неустойку неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, кассационную жалобу общества "Уральская Сталь" - без удовлетворения. Общество "РЖД" настаивает на том, что предметом иска являлось требование о применении ответственности за задержку принятых грузополучателем вагонов на путях общего пользования. По соглашению сторон договора эта ответственность (вне зависимости от принадлежности вагонов) приравнена к размеру плат, установленных п. 11, 12 Тарифного руководства N 2. Обе стороны, руководствуясь п. 21.5, 21.6 договора, применяли ответственность аналогичную по содержанию и исчисленную с применением ставки п. 12 Тарифного руководства N 2.
Как установлено судами, в соответствии с договором от 21.05.2008 N 6/11 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, обществом "РЖД" обществу "Уральская Сталь" в период с 01.04.2011 по 15.04.2011 подавались вагоны на выставочные пути ст. Новотроицк с N 2 по N 7 и с N 11 по N 17, откуда продвижение вагонов производится локомотивом общества "Уральская Сталь".
Пунктом 8 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3) стороны предусмотрели, что вагоны, принятые ответчиком на выставочных путях станции Новотроицк (то есть на путях, являющихся приемо-отправочными путями общей магистрали общества "РЖД") должны быть убраны локомотивом ответчика на свой путь необщего пользования не позднее чем через 2 часа.
В соответствии с п. 21.5 договора при задержке уборки вагонов с путей станции Новотроицк с N 2 по N 17 по причинам, зависящим от владельца, перевозчик составляет акт общей формы для начисления платы за пользование в соответствии с п. 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В апреле 2011 года (с 01 по 15 число) вагоны простаивали на выставочных путях со 2 по 17 станции Новотроицк по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине неуборки обществом "Уральская Сталь" принятых им вагонов с выставочного пути (приемо-отправочного пути общей магистрали общества "РЖД") на его путь необщего пользования в течение 2 часов, что подтверждается актами общей формы.
Полагая, что задержка вагонов на станции назначения допущена по вине ответчика, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что в договоре стороны самостоятельно и добровольно согласовали ответственность за несвоевременную уборку вагонов с путей общего пользования по вине ответчика (с учетом большого объема поступления в адрес ответчика вагонов и нахождении их на путях общего пользования сверх установленного срока, что затрагивает права иных контрагентов).
Учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81, принимая во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации, от 21.12.2000 N 263-О, конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер ответственности до 1 500 000 руб. на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Между тем, исходя из ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон "О естественных монополиях"), общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", вступившим в силу 18.08.2009, утверждены Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
В силу п. 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в названном Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Согласно п. 12 Тарифного руководства N 2 в редакции, действующей на момент заключения договора, при задержке приема грузополучателями, грузоотправителя, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) названного Тарифного руководства.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 10.06.2009 N 119-т/4 в п. 12 Тарифного руководства N 2 внесены изменения.
Федеральная служба по тарифам России в письме от 30.03.2011 N СН-2489/10 дала разъяснения об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры общего пользования при нахождении на ней подвижного состава, независимо от его принадлежности.
В определении о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2012 N ВАС-6424/12 с участием общества "РЖД" и общества "Уральская Сталь" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на практику рассмотрения данной категории споров, установленную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, согласно которой Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров, не принадлежащих обществу "РЖД". Тарифным руководством N 2 также не предусмотрена обязанность вносить такую плату.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права (п. 2 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку все существенные для дела обстоятельства установлены судами, суд кассационной инстанции считает возможным принять свой судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110, 112, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.05.2012 по делу N А47-8350/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Уральская сталь" 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
Г.Н.Черкасская |
Судьи |
А.А.Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной службы по тарифам России от 10.06.2009 N 119-т/4 в п. 12 Тарифного руководства N 2 внесены изменения.
...
В определении о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2012 N ВАС-6424/12 с участием общества "РЖД" и общества "Уральская Сталь" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на практику рассмотрения данной категории споров, установленную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, согласно которой Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров, не принадлежащих обществу "РЖД". Тарифным руководством N 2 также не предусмотрена обязанность вносить такую плату.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права (п. 2 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф09-10578/12 по делу N А47-8350/2011