Екатеринбург |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А47-4162/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом г. Орска (далее - комитет) и общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - общество "Каскад") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.05.2012 по делу N А47-4162/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Каскад" - Карымов В.Р. (доверенность от 02.02.2010);
общества с ограниченной ответственностью "Спецстроевец-6 плюс" (далее - общество "Спецстроевец-6 плюс") - Резина С.Г. (доверенность от 11.01.2012).
Общество "Спецстроевец-6 плюс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации города Орска (далее -администрация) о признании недействительным постановления администрации от 25.03.2011 N 2200-П "Об отмене постановления администрации города Орска от 12.05.2010 N 3690-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка" обществу "Спецстроевец-6 плюс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет и общество "Каскад".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.05.2012 (судья Карев А.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 (судьи Соколова И.Ю., Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах комитет и общество "Каскад" просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении N 131-ФЗ), ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре N 221-ФЗ), и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителей, оспариваемое постановление принято администрацией в пределах её полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав общества "Спецстроевец-6 плюс". При этом, как считают заявители, утверждение схемы земельного участка невозможно до разработки документации по планировке территории квартала. Кроме того, заявители указывают на незаконное утверждение схемы земельного участка в обход публичных слушаний и без согласования границ со смежными землепользователями.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Спецстроевец-6 плюс" является собственником четырех нежилых зданий, расположенных по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Союзная, д. 9Б.
Общество "Спецстроевец-6 плюс" обратилось к главе города Орска с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, распложенного по указанному выше адресу.
Постановлением администрации от 12.05.2010 N 3690-п в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 56:43:0113006, расположенного в границах муниципального образования "Город Орск", площадью 16 284 кв. м с разрешенным видом использования - для размещения и эксплуатации производственных зданий.
На основании указанных документов 10.06.2010 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 16 284 кв. м с присвоением кадастрового номера 56:43:0113006:94, что подтверждается представленной в материалы дела копией кадастрового паспорта земельного участка от 10.06.2010 N 56/10-24700.
По заявлению общества "Каскад" от 26.11.2009 N 29/10 о разрешении подготовки проекта межевания застроенной территории в районе улицы Союзной 9 "А", 9 "Б", 9 "В" с целью оформления земельных отношений под объектами капитального строительства, принадлежащими ему на праве собственности на данной территории, администрацией принято постановление от 11.01.2010 N 06-п "О подготовке документации по планировке территории", согласно которому директору общества "Каскад" Великодному А.Н. разрешено осуществить подготовку документации по планировке территории (проекта межевания территории и градостроительных планов земельных участков) части кадастрового квартала 56:43:0113006 в районе пос. Победа с целью осуществления застройки на основании технического задания.
Пунктом 3 названного постановления директору обществу "Каскад" Великодному А.Н. предписано подготовить демонстрационные материалы по проекту межевания территории на бумажном и электронном носителях и представить их в комитет в срок до 01.05.2010 для предстоящего рассмотрения на публичных слушаниях.
Постановлением администрации от 14.07.2010 N 5497-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Орска от 11.10.2010 N 06-п "О подготовке документации по планировке территории" срок подготовки демонстрационных материалов по проекту межевания территории на бумажном и электронном носителях и их представления в комитет продлен до 01.01.2011.
Принадлежащие обществу "Спецстроевец-6 плюс" на праве собственности объекты недвижимости расположены в западной части кадастрового квартала 56:43:0113006, в отношении которой обществу "Каскад" разрешена разработка документации по планировке территории (проект межевания территории и градостроительные планы земельных участков).
Постановлением администрации от 25.03.2011 N 2200п ранее принятое им постановление от 12.05.2010 N 3690-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка" отменено со ссылками на необходимость согласования границ проездов на территорию земельного участка с заинтересованными собственниками и разработки проекта межевания.
В самом постановлении нет ссылок на нормы права, которые послужили основанием для его принятия.
Общество "Спецстроевец-6 плюс", полагая, что постановления администрации от 11.01.2010 N 06-п "О подготовке документации по планировке территории" и от 14.07.2010 N 5497-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Орска от 11.10.2010 N 06-п "О подготовке документации по планировке территории" являются незаконными и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.06.2011 N А47-9684/2010 в удовлетворении указанных требований общества "Спецстроевец-6 плюс" отказано.
При этом суд исходил из того, что принятие решения о подготовке документации по планировке территории само по себе не влечет отчуждение земельного участка, на котором расположены принадлежащие обществу "Спецстроевец-6 плюс" объекты недвижимости, данное решение не препятствует реализации права на оформление земельных правоотношений на земельный участок в установленном законом порядке. Оспариваемый ненормативный акт не нарушает права и законные интересы общества "Спецстроевец-6 плюс".
Также судами установлено, что на основании заявления Ширмановой А.Н., действующей по доверенности от имени администрации, федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области 19.05.2011 было принято решение о снятии с учета и исключению из государственного кадастра недвижимости земельного участка общества "Спецстроевец-6 плюс" с кадастровым номером 56:43:0113006:94 площадью 16 284 кв. м, имеющего статус временный, на основании ч. 5 ст. 24 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Общество "Спецстроевец-6 плюс", полагая изданное администрацией постановление от 25.03.2011 N 2200-П, которым отменено принятое ранее постановление администрации от 12.05.2010 N 3690-п, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования общества "Спецстроевец-6 плюс", суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае обществом "Спецстроевец-6 плюс" оспаривается постановление администрации от 25.03.2011 N 2200-П, которым отменено ранее принятое постановление от 12.05.2010 N 3690-п об утверждении обществу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 56:43:0113006.
В силу ч. 4 ст. 7 Закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
По смыслу приведенных норм права муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. При этом в нем должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судами установлено, что отмененное постановление от 12.05.2010 N 3690-п об утверждении обществу "Спрецстроевец-6 плюс" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала, принято администрацией на основании заявления общества о предоставлении земельного участка под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости и в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судами учтено, что в отсутствие кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, утверждение схемы его расположения на кадастровой карте территории является безусловной обязанностью соответствующего органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Доказательств принятия этого постановления с нарушением или в противоречие с действующим законодательством администрацией не представлено (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии законных оснований для отмены органом местного самоуправления постановления от 12.05.2010 N 3690-п в порядке самоконтроля.
Отклоняя доводы администрации о необходимости согласования границ земельного участка на стадии утверждения схемы расположения земельного участка с обществом "Каскад", суды верно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона о государственном кадастре N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, в установленном данным Законом порядке, в случае выполнения кадастровых работ, если в их результате уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 38 этого Закона, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план (как необходимый для кадастрового учета документ) должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Суды, принимая во внимание, что согласование границ земельного участка со смежными землепользователями предусмотрено на стадии кадастровых работ, которые являются последующими по отношению к утверждению схемы земельного участка, а также учитывая, что общество "Каскад" не является по смыслу указанных норм смежным землепользователем, так как его права на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, в установленном законом порядке не оформлены, обоснованно указали на отсутствие оснований для вывода о несоблюдении названных требований при издании отмененного постановления.
Кроме того, поскольку законом не предусмотрен запрет на утверждение схем расположения земельных участков в период разработки документации по планировке территории квартала, а постановление от 11.01.2010 N 06-п "О подготовке документации по планировке территории" не является документом по планированию территории и препятствием для реализации обществом "Спецстроевец-6 плюс" своего права на земельный участок под принадлежащими ему объектами недвижимости, пришли к верному выводу о неправомерности ссылки администрации на положения ст. 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу того, что отмененное постановление от 12.05.2010 N 3690-п принято в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречит иным нормам действующего законодательства, и его отмена органом местного самоуправления исключает возможность оформления обществом "Спецстроевец-6 плюс" прав на земельный участок, суды обоснованно признали оспариваемое постановление от 25.03.2011 N 2200-П "Об отмене постановления администрации города Орска от 12.05.2010 N 3690-п" незаконным и нарушающим права данного общества.
Доводы заявителей кассационных жалоб отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доказательствам, представленным в материалы дела, судами дана надлежащая правовая оценка в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.05.2012 по делу N А47-4162/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом г. Орска и общества с ограниченной ответственностью "Каскад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, принимая во внимание, что согласование границ земельного участка со смежными землепользователями предусмотрено на стадии кадастровых работ, которые являются последующими по отношению к утверждению схемы земельного участка, а также учитывая, что общество "Каскад" не является по смыслу указанных норм смежным землепользователем, так как его права на земельный участок, занятый принадлежащими ему объектами недвижимости, в установленном законом порядке не оформлены, обоснованно указали на отсутствие оснований для вывода о несоблюдении названных требований при издании отмененного постановления.
Кроме того, поскольку законом не предусмотрен запрет на утверждение схем расположения земельных участков в период разработки документации по планировке территории квартала, а постановление от 11.01.2010 N 06-п "О подготовке документации по планировке территории" не является документом по планированию территории и препятствием для реализации обществом "Спецстроевец-6 плюс" своего права на земельный участок под принадлежащими ему объектами недвижимости, пришли к верному выводу о неправомерности ссылки администрации на положения ст. 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу того, что отмененное постановление от 12.05.2010 N 3690-п принято в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречит иным нормам действующего законодательства, и его отмена органом местного самоуправления исключает возможность оформления обществом "Спецстроевец-6 плюс" прав на земельный участок, суды обоснованно признали оспариваемое постановление от 25.03.2011 N 2200-П "Об отмене постановления администрации города Орска от 12.05.2010 N 3690-п" незаконным и нарушающим права данного общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф09-10257/12 по делу N А47-4162/2011