Екатеринбург |
|
28 ноября 2012 г. |
Дело N А50-14884/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - РЭК ПК, регулирующий орган; ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-14884/2012.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель РЭК - Мелехина Т.И. (доверенность от 04.05.2012 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "РОСТВЕРК-Пермский край" (далее - общество; ИНН 5902220557, ОГРН 1105902007771) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим постановления РЭК ПК от 13.09.2011 N 177-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "РОСТВЕРК-Пермский край" (Гонозаводский район).
Решением суда от 21.09.2012 (судьи Мещерякова Т.И., Байдина И.В., Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе РЭК ПК просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое решение было принято регулирующим органом с учетом основных принципов государственного регулирования тарифов: соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии и обеспечения экономической обоснованности затрат организации на производство и передачу тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, по договору аренды имущества муниципального унитарного предприятия "Теплогорское жилищно-коммунальное хозяйство" от 15.08.2011 N 5 общество приняло в аренду имущество, включающее системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, в частности Центральный тепловой пункт, принадлежащий на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Теплогорское жилищно-коммунальное хозяйство".
Обществом 29.08.2011 в РЭК ПК представлено заявление N 12 об утверждении тарифа на тепловую энергию.
РЭК ПК издано постановление от 13.09.2011 N 177-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО "РОСТВЕРК-Пермский край" (Горнозаводский район), которым установлены и введены в действие с 01.10.2011 тарифы на тепловую энергию в размере, ранее установленном для общества с ограниченной ответственностью "Рубин-М", что следует из экспертного заключения по результатам предложений об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом (Горнозаводский район, Теплогорское сельское поселение) на 2011 год.
Считая, что указанное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что при утверждении оспариваемых тарифов РЭК ПК нарушены положения законодательства в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию.
Вывод суда является правильным.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В данном случае суд правомерно посчитал, что постановление от 13.09.2011 N 177-т является нормативным актом.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), определен порядок рассмотрения регулирующими органами соответствующих дел об установлении тарифов и (или) предельных уровней.
В соответствии с п. 18 Правил решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Согласно п. 19 Правил заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления (коллегии).
В случае отсутствия на заседании по уважительной причине официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегией). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.
В соответствии с п. 5.1 Правил регулирующий орган вправе в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих тарифов.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение приведенных п. 18 и 19 Правил заявление общества рассмотрено в отсутствие обосновывающих документов, приказ об открытии дела об установлении тарифа не издан, экспертное заключение по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на отпускаемую тепловую энергию содержит предложения другой организации, общество не извещено о дате, времени и месте заседания правления РЭК ПК, не ознакомлено с материалами заседания.
Пунктом 5.1 Правил регулирующему органу предоставлено право установить тариф на основании имеющихся данных. Однако это право может быть реализовано только в том случае, если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, не представила необходимые материалы. Применительно к обстоятельствам, установленным судом по настоящему делу, нарушение регулирующим органом требования об уведомлении общества о дате и времени заседания правления лишило заявителя возможности ознакомиться с представленными на рассмотрение правления материалами, представить дополнительные документы, заявить возражения, подтвердить обоснованность предложенных заявителем данных.
Суд правомерно посчитал, что допущенные регулирующим органом нарушения являются существенными, привели к установлению экономически необоснованного тарифа, в связи с чем правомерно удовлетворил требование общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-14884/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено, что в нарушение приведенных п. 18 и 19 Правил заявление общества рассмотрено в отсутствие обосновывающих документов, приказ об открытии дела об установлении тарифа не издан, экспертное заключение по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов на отпускаемую тепловую энергию содержит предложения другой организации, общество не извещено о дате, времени и месте заседания правления РЭК ПК, не ознакомлено с материалами заседания.
Пунктом 5.1 Правил регулирующему органу предоставлено право установить тариф на основании имеющихся данных. Однако это право может быть реализовано только в том случае, если организация, осуществляющая регулируемую деятельность, не представила необходимые материалы. Применительно к обстоятельствам, установленным судом по настоящему делу, нарушение регулирующим органом требования об уведомлении общества о дате и времени заседания правления лишило заявителя возможности ознакомиться с представленными на рассмотрение правления материалами, представить дополнительные документы, заявить возражения, подтвердить обоснованность предложенных заявителем данных."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2012 г. N Ф09-11799/12 по делу N А50-14884/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11799/12