Екатеринбург |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А50-15715/2011 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2012 г. N 17АП-6840/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2012 г. N Ф09-2163/12 по делу N А50-21186/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее - Департамент градостроительства и архитектуры) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 по делу N А50-15715/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Общество с ограниченной ответственностью "Промвертикаль" (далее - общество "Промвертикаль") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа (заключения по схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте от 11.07.2011 N 22-6781) Департамента планирования и развития территории г. Перми, выразившегося в несогласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 194 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, на кадастровом плане территории, обязании согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, путем проставления соответствующей подписи в схеме.
Определением суда от 03.11.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент земельных отношений).
Определением суда от 10.04.2012 Департамент планирования и развития территории г. Перми заменен на его правопреемника - Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 (судья Елизарова И.В.) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации решение Департамента планирования и развития территории г. Перми, оформленное заключением от 11.07.2011, об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 194 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "ЗемПроектЦентр". На Департамент градостроительства и архитектуры возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем проставления соответствующей согласующей подписи.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 (судьи Скромова Ю. В., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент градостроительства и архитектуры просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель считает, что оснований для согласования схемы расположения земельного участка у Департамента планирования и развития территории не имелось, поскольку обществом "Промвертикаль" не представлено доказательств того, что принадлежащий ему объект недвижимости - ограждение, имеет части, которые являются самостоятельными объектами, и для их эксплуатации необходим земельный участок площадью 194 кв. м.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Промвертикаль" указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, обществу "Промвертикаль" на праве собственности принадлежит 1-этажное административное здание с подземным этажом с крыльцом (литера а), приямком (литера а1), овощной ямой (литера 1), ограждением (литеры 2, 5), калиткой (литера 3), воротами (литера 4), два теплых пристроя, две мансарды (литера А, А1, А2, А3, А4) общей площадью 492 кв. м, инвентарный номер 1614, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 59 ББ N 590966, а также земельный участок под индивидуальный жилой дом, из земель населенных пунктов, общей площадью 637 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, кадастровый номер 59:01:4311084:0007, что подтверждается свидетельством серии 59 БА N 0859572.
В целях формирования земельного участка под ограждение (литера 5) для дальнейшего предоставления его в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, общество "Промвертикаль" обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "ЗемПроектЦентр" (далее - общество "ЗемПроектЦентр") за разработкой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Схема сдана в Департамент планирования и развития территории г. Перми 16.06.2011.
В соответствии с заключением по схеме от 11.07.2011 Департаментом планирования и развития территории было отказано в согласовании схемы спорного земельного участка на основании того, что на ограждение отсутствуют документы, формируемый под ограждение земельный участок находится на территории общего пользования, местоположение границ формируемого земельного участка не соответствует проекту планировки территории.
Общество "Промвертикаль", не согласившись с заключением Департамента планирования и развития территории, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что Департаментом градостроительства и архитектуры не представлено доказательств правомерности отказа в согласовании схемы расположения земельного участка.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории города Перми определены постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Правила).
Пунктами 3.3, 3.4 Правил предусмотрено, что схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3.3.3 вышеуказанных Правил орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части схемы (согласовывается каждый лист графической части схемы). Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Решение о согласовании или об отказе в согласовании схемы принимается в течение 30 дней с даты регистрации заявления о согласовании схемы. В случае отказа в согласовании орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3.2.3.3 указанных Правил
Из материалов дела следует, что кадастровый учет земельного участка под принадлежащим обществу "Промвертикаль" ограждением (литера 5) не осуществлен. Для реализации возможности приобрести права на земельный участок под объектом недвижимости на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации названному обществу необходима схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Одним из оснований для отказа в согласовании схемы департаментом указано, что формируемый земельный участок находится на территории общего пользования и его границы не соответствуют планировке территории.
Однако постановление администрации г. Перми от 16.06.2010 N 322, которым был утвержден проект планировки территории в части установления красных линий кварталов N 1075,1077, 1078, 1079, 1080, 1081, куда включен и земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, решением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2012 по делу N А50-21186/2011 признано недействующим в части установления красных линий в отношении земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, как не соответствующее п. 11 ст. 1, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 27, п. 7 ст. 36, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах названное основание отказа в согласовании схемы судами признано неправомерным.
Вторым основанием, по которому отказано в согласовании схемы, указано отсутствие правоустанавливающих документов.
Судами установлено, что право собственности заявителя на объект недвижимости, в состав которого входит и ограждение (литера 5), зарегистрировано в установленном законом порядке на основании договора купли-продажи от 21.12.2007. Указанный объект учтен как в техническом паспорте на домовладение по состоянию на 27.07.2005, так и в техническом паспорте домовладения по состоянию на 23.11.2009.
Согласно кадастровому паспорту от 24.01.2012 в состав сооружения с назначением "ограждение" входит ограждение литера 5, при этом органом технического учета выдана справка о том, что расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Ивановская, д. 32а, объекты недвижимости, в том числе ограждение литера 5, могут использоваться как самостоятельные объекты и не имеют общих конструктивных элементов с находящимися рядом объектами недвижимости.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды пришли к выводу о том, что спорное ограждение является самостоятельным объектом и принадлежит обществу "Промвертикаль" на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21.12.2007.
С учетом изложенного отказ в согласовании схемы ввиду отсутствия правоустанавливающих документов судами обоснованно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы общества "Промвертикаль".
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что обществом "Промвертикаль" не представлены доказательства, свидетельствующие, что для эксплуатации ограждения литера 5 необходим земельный участок площадью 194 кв. м, подлежит отклонению, так данное обстоятельство не было основанием для отказа в согласовании схемы. Кроме того, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что согласно представленной в материалы дела пояснительной записке, приложенной к схеме расположения земельного участка, границы и размеры земельного участка определены с учетом фактического землепользования и иного департаментом не доказано.
Принимая во внимание вышеизложенное, судами требования общества "Промвертикаль" о признании незаконным решения департамента градостроительства и архитектуры об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка обоснованно удовлетворены.
Оснований для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 по делу N А50-15715/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационная жалоба Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из оснований для отказа в согласовании схемы департаментом указано, что формируемый земельный участок находится на территории общего пользования и его границы не соответствуют планировке территории.
Однако постановление администрации г. Перми от 16.06.2010 N 322, которым был утвержден проект планировки территории в части установления красных линий кварталов N 1075,1077, 1078, 1079, 1080, 1081, куда включен и земельный участок, расположенный по адресу: г. Пермь, ... а, решением Арбитражного суда Пермского края от 17.01.2012 по делу N А50-21186/2011 признано недействующим в части установления красных линий в отношении земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ... а, как не соответствующее п. 11 ст. 1, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 27, п. 7 ст. 36, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф09-10103/12 по делу N А50-15715/2011