Екатеринбург |
N Ф09-12278/12 |
13 декабря 2012 г. |
Дело N А47-13058/2011 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 г. N 18АП-6443/12
См. также Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2012 г. N 18АП-6075/12
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2012 г. N 18АП-4276/12
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮКОЛА-нефть" (ОГРН 1027709008722, ИНН 7709385280; далее - общество "ЮКОЛА-нефть") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2012 по делу N А47-13058/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЮКОЛА-нефть" - Солова О.А. (доверенность от 17.10.2012);
Управления по недропользованию по Оренбургской области (далее - управление) - Дедова Е.А. (доверенность от 09.11.2012);
открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - общество "Оренбургнефть") - Абалмасова Т.А. (доверенность от 18.12.2011).
Общество "ЮКОЛА-нефть" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлениями к управлению:
- о признании недействительным приказа от 29.08.2011 N 131-пр "О проведении аукциона на право пользования недрами Корниловского участка".; приказа от 18.11.2011 N 197-пр;
- о признании незаконным действия управления по переносу аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Корниловском участке на 11 час местного времени 17.11.2011, оформленного сообщениями от 10.11.2011 N НК-02/3700 и N НК-02/3699;
- о признании недействительным приказа от 18.11.2011 N 197-пр по проведению аукциона на право пользования недрами Корниловского участка;
- о возложении на управление обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в силу провести аукцион на право пользования недрами Корниловского участка Оренбургской области в установленном законом порядке.
Кроме того, общество "ЮКОЛА-нефть" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлениями к аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами Корниловского участка (далее - аукционная комиссия):
о признании незаконным решения от 10.11.2011 о переносе срока заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Корниловском участке на 11 час местного времени 17.11.2011;
о признании незаконным решения по проведению аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Корниловском участке в Оренбургской области, оформленного протоколом N 13-н от 17.11.2011 (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации).
По заявлениям общества "ЮКОЛА-нефть" арбитражным судом возбуждены производства по делам N А47-12832/2011, N А47-12829/2011, N А47-13058/2011. Определениями суда указанные дела объединены в одно производство с присвоением номера дела N А47-13058/2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Оренбургнефть".
Из материалов дела следует, что приказом управления от 29.08.2011 N 131-пр "О проведении аукциона на право пользования недрами Корниловского участка" назначено проведение в 2011 году аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Корниловском участке Оренбургской области (далее - аукцион). Проведение аукциона назначено на 10.11.2011.
Объявление о проведении аукциона опубликованы в официальном издании Федерального агентства по недропользованию - Бюллетене "Недропользование в России" от 12.09.2011, выпуск 17 (ч.1), в газете "Южный Урал" от 16.09.2011, N 95-96 и размещены на официальном сайте управления.
На участие в аукционе поступили заявки от общества "ЮКОЛА-нефть", общества "Оренбургнефть", общества с ограниченной ответственностью "ФинТрейд" (далее - общество "ФинТрейд") и открытого акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - общество "Российская инновационная топливно-энергетическая компания").
По результатам анализа заявочных материалов, проведенного рабочей группой 07.11.2011 и оформленного протоколом от 07.11.2011 N 13-н, обществу "ЮКОЛА-нефть" отказано в приёме заявки на участие в аукционе по причине несоответствия заявки требованиям п. 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и п. 3, 4 приложения N 4 Порядка и условий проведения аукциона, о чем в адрес указанного лица направлено письмо от 07.11.2011 N ОК-02/3670 "Об отказе в приёме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами Корниловского участка".
По результатам заседания аукционной комиссии от 10.11.2011 принято решение б/н о переносе срока заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на 17.11.2011, о чём остальные участники аукциона извещены сообщениями.
По результатам заседания аукционной комиссии по проведению аукциона принято решение о признании победителем аукциона - общества "Оренбургнефть"; результаты заседания аукционной комиссии оформлены протоколом от 17.11.2011 N 13-н.
Приказом управления от 18.11.2011 N 197-пр утверждены итоги проведенного аукциона, победителем признано общество "Оренбургнефть".
Указанному обществу предоставлено право пользования недрами Корниловского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья; 18.11.2011 управлением оформлена и выдана лицензия на право геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Корниловском участке на пользование недрами серии ОРБ N 02540, вид НР (зарегистрирована 18.11.2011 за N 2670) со сроком действия до 18.11.2036.
Общество "ЮКОЛА-нефть", полагая, что порядок проведения аукциона нарушен, что, по его мнению, не позволило ему принять участие в аукционе, выражая несогласие с действиями и приказами управления, решениями аукционной комиссии, обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 13.06.2012 (судья Цыпкина Е.Г.) производство по делу в отношении требований общества "ЮКОЛА-нефть" к аукционной комиссии прекращено. Суд исходил из того, что аукционная комиссия, не обладающая статусом юридического лица, не может являться стороной по делу, спор неподведомственен арбитражному суду, дело подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований общества "ЮКОЛА-нефть" к управлению также отказано. Суд, руководствуясь положениями ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пришёл к выводу о том, что оспаривание в порядке ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативных правовых актов, решений и действий управления, осуществленных в ходе проведения аукциона, фактически направленные на признание недействительными результатов аукциона, не приведёт к восстановлению прав и законных интересов заявителя, суд указал, что обществом "ЮКОЛА-нефть" выбран неверный способ защиты нарушенных прав.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "ЮКОЛА-нефть" обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права и, выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не дали надлежащей оценки оспариваемым решениям и действиям управления; отказ в удовлетворении требований общества и указание на необходимость оспаривания итогов аукциона в исковом порядке, по его мнению, нарушает его права; кроме того, суд вышел за пределы рассмотрения дела, установив для заявителя единственно возможный способ защиты в виде обращения с иском о признании недействительными результатов аукциона. По мнению общества "ЮКОЛА-нефть", в данном случае подлежат применению ст. 10.1, 13.1 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах), положения ст. 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы также указывает, что извещение о проведении аукциона, приказ не соответствуют законодательству; управление нарушило процедуру проведения аукциона и превысило полномочия в нарушение п. 1.6 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 30) и подпункта в) пункта 1.5 Регламента Федерального агентства по недропользованию (утв. Приказом Роснедра) от 30.03.2007N 360, пункт 5.2.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293) Роснедра и его территориальные органы могут проводить аукционы на право пользования недрами только в установленном порядке. Решение аукционной комиссии от 10.11.2011 о переносе срока заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на 11 час местного времени 17.11.2011 является незаконным; законные основания для переноса даты заседания аукционной комиссии отсутствовали. Кроме того, при наличии действующих обеспечительных мер арбитражного суда, запрещающих проведение аукциона, невозможно проведение данного мероприятия, решение аукционной комиссии является недействительным. Приказ управления от 18.11.2011 N 197-пр на право пользования недрами Корниловского участка также является недействительным, вынесен на основании незаконного решения от 17.11.2011.
В отзывах на кассационную жалобу управление и общество "Оренбург" отклоняют доводы заявителя кассационной жалобы, указывая на отсутствие оснований для её удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается документ властно-распорядительного характера, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия в виде установления, изменения или отмены прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для указанных в нем лиц.
В силу п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона о недрах следует, что принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Из материалов дела видно, что основанием для обращения в арбитражный суд общества "ЮКОЛА-нефть" с заявлением послужило, по его мнению, нарушение порядка проведения аукциона, что не позволило ему принять участие в аукционе.
Таким образом, решения аукционной комиссии как органа, обладающего властно-распорядительными функциями, и влекущее неблагоприятные юридические последствия для заявителя, подлежит обжалованию в порядке требований гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Избранный заявителем способ защиты права соответствует требованиям закона.
Согласно ст. 10.1 Закона о недрах основанием для предоставления права пользования участками недр в целях геологического изучения недр является решение комиссии, которая создаётся федеральным органом управления государственным фондом недр, и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, лицензия является документом, подтверждающим властно-распорядительные действия уполномоченного органа, а не гражданско-правовую сделку. В связи с этим применение судами исключительно положений ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям не основано на правильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции отмечает, что обжалуемые судебные акты вынесены при неправильном применении судами п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и нарушении норм материального права.
С учётом изложенного решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует рассмотреть заявленные требования в соответствии с положениями норм гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исследовать доказательства. Доводы сторон об обстоятельствах, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, в том числе указанные в кассационной жалобе и отзывах на неё, должны быть оценены при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.06.2012 по делу N А47-13058/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по тому же делу отменить, дело направить в Арбитражный суд Оренбургской области на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Кангин А.В. |
Судьи |
Суханова Н.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
...
В удовлетворении требований общества "ЮКОЛА-нефть" к управлению также отказано. Суд, руководствуясь положениями ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пришёл к выводу о том, что оспаривание в порядке ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативных правовых актов, решений и действий управления, осуществленных в ходе проведения аукциона, фактически направленные на признание недействительными результатов аукциона, не приведёт к восстановлению прав и законных интересов заявителя, суд указал, что обществом "ЮКОЛА-нефть" выбран неверный способ защиты нарушенных прав.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф09-12278/12 по делу N А47-13058/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5504/13
14.05.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5210/13
29.04.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13058/11
06.02.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13058/11
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12278/12
04.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7608/12
28.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6443/12
23.08.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9032/12
13.06.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13058/11
16.05.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13058/11