Екатеринбург |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А71-6327/2012 |
См. также Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2012 г. N 17АП-9688/12
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Южковой А.Н., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1831015135, ОГРН 1021801655864) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.07.2012 по делу N А71-6327/2012 и на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Удмуртской Республики путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - Паршинцева Ж.М. (доверенность от 30.12.2011 N 3);
Автономной некоммерческой организации "Ижевский институт компьютерных исследований" (далее - организация) - Дектярева О.Н. (доверенность от 18.06.2012), Елшанская И.М. (доверенность от 18.06.2012).
Организация обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике Филиала N 1 (Ижевский) в возмещении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 69 175,40 руб. от 12.05.2012 N 16 и об обязании выплатить в пользу организации 69 175,40 руб. (с учетом уточнения требований, в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Также организация просит взыскать с Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике Филиала N 1 (Ижевский) судебные расходы в сумме 24 800 руб., где 2000 руб. - расходы по уплате государственной пошлины, 800 руб. - расходы на получение выписок из единого государственного реестра юридических лиц, 22 000 руб. - расходы на оплату услуг представителя.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.06.2012 произведена процессуальная замена ненадлежащего ответчика - Филиала N 1 (Ижевский) Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике на надлежащего ответчика - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд).
Решением суда от 16.07.2012 (судья Коковихина Т.С.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение фонда недействительным как несоответствующее положениям Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и обязал Фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации и осуществить возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в размере 69 175 руб. 40 коп.
Суд также взыскал с фонда в пользу заявителя 24 800 руб. судебных издержек, где 2000 руб. - расходы по уплате государственной пошлины, 800 руб. - расходы на получение выписок из единого государственного реестра юридических лиц, 22 000 руб. - расходы на оплату услуг представителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неверное толкование судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Фонд считает, что судами при применении ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" неправильно применены нормы Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". По мнению фонда, выбор порядка исчисления пособия по беременности и родам должен быть единым и к одному страховому случаю не могут применяться разные расчеты.
Фонд полагает, что судом при удовлетворении требований организации о взыскании с фонда судебных расходов на оплату услуг представителя, не учтен принцип разумности. Фонд также ссылается на то, что представитель организации не принимал участие в предварительном судебном заседании, дополнительные документы и ходатайства об уточнении исковых требований не были направлены в суд участникам дела заблаговременно, а представлены лишь в судебное заседание. Считает, что дело не требовало значительного времени для подготовки, отсутствовала необходимость в сборе большого объема доказательств по делу.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, организация выплатила Газизуллиной Л.А., работающей главным редактором по совместительству, пособие по беременности и родам, на основании чего обратилась в Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике Филиала N 1 (Ижевский) с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 90 060 руб. 60 коп.
На основании представленного заявления фондом была проведена камеральная проверка организации, по результатам которой составлен акт от 12.05.2012 N 3390093 и принято решение от 12.05.2012 N 12 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Принято решение от 12.05.2012 N 16 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения", согласно которому заявителю отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 69 175 руб. 40 коп.
Основанием для отказа в возмещении расходов послужил факт того, что работник организации Газизуллина Л.А. по месту основной работы выбрала порядок исчисления, действовавший до 01.01.2011, представив соответствующее заявление, следовательно, выбранный ею порядок должен быть применен при исчислении ей пособия по совместительству.
Фонд указал, что в силу ст. 3 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ отпуск по беременности и родам Газизуллиной Л.А. назначен с 19.01.2012 по 06.06.2012 и должен быть рассчитан из среднего заработка за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Расчетным периодом для исчисления пособия является период с января 2011 года по декабрь 2011 года, а не 2 календарных года, как рассчитал страхователь.
Полагая, что оспариваемое решение фонда от 12.05.2012 N 16 об отказе в возмещении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 69 175 руб. 40 коп. является незаконным, организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, в том числе, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255- ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).
Статьей 2 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изложена в новой редакции, согласно которой положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу указанного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 названной статьи.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу указанного Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона) за период со дня вступления в силу названного Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции данного Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного Федерального закона.
Данный Закон вступает в силу со дня опубликования, то есть с 28.02.2011, и распространяет свою силу на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и ст. 2, 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлен на два года (с 01.01.2011 по 31.12.2012) переходный период по применению порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособий.
По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2011 (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние 2 календарных года).
Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Законом не закреплено, что порядок расчета пособия по беременности и родам должен быть единым в случае, если застрахованное лицо трудоустроено у нескольких работодателей.
При рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов на оплату услуг представителя суды исходили из следующего.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Как следует из положений ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах").
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (п. 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В случае предъявления требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя другая сторона вправе заявить о чрезмерности требуемой суммы и обосновать разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к соответствующей категории дел с учетом соответствующей оценки, в частности, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения дела, стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).
Согласно положениям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судами установлено, что организация представила надлежащие доказательства, свидетельствующие о размере понесенных ей расходов на оплату услуг представителя по данному делу и факте оплаты услуг представителя.
Из материалов дела следует, что организацией в подтверждении судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 22 000 руб. представлены договор об оказании юридической помощи от 30.03.2012 N 33, квитанция от 30.03.2012 N 002526 на сумму 22 000 руб., доверенность от 18.08.2012, выданная организацией Дегтяревой О.Н
В соответствии с п. 1 указанного договора предметом юридических услуг является составление искового заявления в суд и участие в судебном заседании первой инстанции об обжаловании действий ФСС.
Из указанных документов судами правильно установлено, что юридические услуги оказаны адвокатом Первомайской коллегии адвокатов Дегтяревой О.Н. заявителю в соответствии с условиями договора об оказании юридической помощи от 30.03.2012 N 33, определенная в договоре стоимость оказанных услуг в размере 22 000 руб. уплачена Дегтяревой О.Н.
Отметками в протоколах судебных заседаниях от 18.06.2012 и от 16.07.2012 подтверждается участие Дегтяревой О.Н. в качестве представителя организации.
При таких обстоятельствах судами были исследованы и оценены представленные доказательства, учтены фактические обстоятельства дела, характер спора, продолжительность рассмотрения и сложность дела, объем фактически оказанных услуг и сделан вывод об обоснованности понесенных расходов на оплату услуг представителя в сумме 22 000 рублей, в то время как фонд не представил суду доказательств чрезмерности этих расходов.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.07.2012 по делу N А71-6327/2012 и на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (п. 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В случае предъявления требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя другая сторона вправе заявить о чрезмерности требуемой суммы и обосновать разумный размер понесенных заявителем расходов применительно к соответствующей категории дел с учетом соответствующей оценки, в частности, объема и сложности выполненной представителем работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительности рассмотрения дела, стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2012 г. N Ф09-12382/12 по делу N А71-6327/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12382/12
03.10.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9688/12
17.08.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9688/12
16.07.2012 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6327/12