Екатеринбург |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А50-20665/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2012 г. N Ф09-12436/12 по делу N А50-20665/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2012 г. N 17АП-7986/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2012 г. N Ф09-4437/12 по делу N А50-19572/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2012 г. N 17АП-726/12
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2012 г. N 17АП-726/12
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" (ИНН: 5933200166, ОГРН: 1025902152429; далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2012 по делу N А50-20665/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Щербань О.В., директор, Жарков А.В. (доверенность от 10.12.2012 б/н);
Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (ИНН: 5902293114, ОГРН: 1045900116162; далее - управление) - Моисеева Т.А.(доверенность от 09.12.2011 б/н), Клюшова Е.В. (доверенность от 03.10.2012 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным Приказа управления от 31.08.2011 N 279 "Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Пермскому краю"; о признании незаконным решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Пермскому краю от 24.08.2011 согласно Протоколу N 1 об отзыве аккредитации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция государственного строительного надзора Пермского края, Администрация Верещагинского муниципального района Пермского края.
Решением суда от 01.06.2012 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявления предприятия отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о законности действий управления.
Как следует из материалов дела, предприятие осуществляет деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на основании свидетельства об аккредитации организации серии РН-I N 000334.
Комиссией по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Пермскому краю (далее - Комиссия по аккредитации) 24.08.2011 принято решение, оформленное протоколом от 24.08.2011 N 1 и утвержденное Приказом управления от 31.08.2011 N 279, об отзыве у предприятия аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в связи с несоблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В адрес предприятия управлением направлено уведомление от 29.08.2011 N 6501-11 об отзыве аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Пермского края.
Предприятие, не согласившись с решением управления об отзыве аккредитации, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности оспариваемого приказа управления.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3.15 Положения об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение) основаниями для рассмотрения вопроса об отзыве аккредитации у организации является установление Комиссией одного из обстоятельств, указанных в п. 3.14 Положения.
В силу п. 3.14 Положения аккредитация организации может быть отозвана, в частности, в случае несоблюдения аккредитованной организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и(или) названного Положения.
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения данного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период).
По смыслу ч. 2 ст. 43 Закона N 221-ФЗ при осуществлении своей деятельности организации, осуществляющие технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства должны руководствоваться нормативными правовыми актами в сфере технического учета, принятыми до введения в действие данного Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона N 221-ФЗ в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и(или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. При этом кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями Закона N 221-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости. Кадастровый паспорт объекта недвижимости изготавливается по результатам государственного технического учета, который, в свою очередь, осуществляется по результатам технической инвентаризации.
Формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка утверждены Приказом Минюста Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 (далее - Приказ N 32), Приложением N 1 к которому утверждена форма кадастрового здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятием кадастровые паспорта от 16.06.2011 с инвентарными номерами 7-591, 7-483 на здания жилых домов по ул. Левченко, 11 (лит. Б), ул. Левченко, 13 (лит. Б) г. Перми, представленные предприятием для государственной регистрации права, выполнены с нарушением требований Приказа N 32, выразившиеся в указании в кадастровых паспортах сведений, отсутствующих в технической документации.
Кроме того, как видно из материалов дела и установлено судами, названные жилые дома являются кирпичными многоквартирными жилыми домами с количеством этажей 5, тогда как предприятием были подготовлены технические и кадастровые паспорта на указанные объекты, как на индивидуальные жилые дома.
Из материалов дела также следует, что предприятием неправомерно был произведен государственный технический учет объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Пермский край г. Пермь, Индустриальный район, ул. Олега Кошевого, 29 на основании документов, представленных заявителем не в полном объеме.
Помимо изложенного, в нарушение п. 6, 7 Положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, положений Приказа N 32 кадастровые паспорта на объект капитального строительства по ул. Олега Кошевого, 29 г. Перми были изготовлены предприятием 08.10.2010 и 08.04.2011. При этом с заявлением о постановке на технический учет заявитель Ширинкин С.В. обратился только 11.04.2011
Таким образом, суды пришли к правильному выводам о наличии в действиях предприятия фактов неправомерной выдачи кадастровых паспортов до постановки объекта капитального строительства на государственный технический учет, неправомерного занижения этажности жилых домов, изготовления технической документации, заведомо содержащей недостоверные сведения в целях осуществления регистрации прав на объект в упрощенном порядке.
Суды пришли к правильному выводу о том, что указанные нарушения законодательства РФ по техническому учету и технической инвентаризации являются существенными, обеспечивают возможность для дальнейшего злоупотребления правом лицами, по заказу которых были изготовлены кадастровые и технические паспорта предприятием.
При этом, доказательств принятия мер, направленных на недопущение указанных нарушений, предприятием в материалы не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о правомерности действий управления по отзыву у предприятия аккредитации и правомерно отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о нарушении управлением при проведении проверки требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ названный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вместе с тем, аккредитацией на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является наделение организации полномочиями на осуществление государственной функции в данной сфере.
Поскольку такая деятельность является одной из функций публичной власти, делегированной предприятию, контроль за соответствием предприятия требованиям предъявляемым для его аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства возложен на управление и не подпадает под действие Закона N 294-ФЗ. Указанная проверка является не средством ограничения гражданских прав, а способом определения возможности осуществления государственных функций, предусмотренных законодательством.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.06.2012 по делу N А50-20665/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о нарушении управлением при проведении проверки требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ названный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
...
Поскольку такая деятельность является одной из функций публичной власти, делегированной предприятию, контроль за соответствием предприятия требованиям предъявляемым для его аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства возложен на управление и не подпадает под действие Закона N 294-ФЗ. Указанная проверка является не средством ограничения гражданских прав, а способом определения возможности осуществления государственных функций, предусмотренных законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2012 г. N Ф09-12436/12 по делу N А50-20665/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12436/12
12.09.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-20665/11
31.08.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7986/12
01.06.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-20665/11