Екатеринбург |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А07-23764/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Кравцовой Е. А., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 по делу N А07-23764/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное унитарное предприятие "Управление электротранспорта городского округа город Уфа" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Российской Федерации в лице министерства, Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - управление) о признании незаконным отказа управления возместить предприятию убытки от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, за период с 01.01.2008 по 31.07.2011 в сумме 43 853 240 руб. и взыскании с Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации убытков в названной сумме.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству; Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением суда от 24.04.2012 (судья Кручинина Н.Е.) исковые требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице министерства за счет средств казны Российской Федерации в пользу предприятия взысканы убытки в сумме 43 853 240 руб., в удовлетворении требования о признании незаконным отказа управления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 (судьи Столяренко Г.М., Матвеева С.В., Хороненко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора. Заявитель жалобы полагает, что свои обязательства в части оказания финансовой помощи на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Башкортостан он полностью исполнил. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на недоказанность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 28.12.2007 Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили соглашение N 5 об организации перевозок городским электрическим транспортом отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, в соответствии с которым заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство обеспечить перевозку отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, в троллейбусах и трамваях на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 по ЕСПБ.
В соответствии с п. 3.2 соглашения возмещение выпадающих доходов, полученных в процессе перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится заказчиком за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Распределение выручки от реализации ЕСПБ осуществляется заказчиком в соответствии с Распоряжением N 545-р (п. 3.4 соглашения).
Исполнитель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику отчет о количестве перевезенных граждан - получателей социальных услуг и суммах выпадающих доходов (п. 3.3 соглашения).
Аналогичные соглашения заключались Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и предприятием также в 2008, 2009, 2010 г., оформляющие правоотношения сторон на 2009, 2010, 2011 г. соответственно. Данными соглашениями на исполнителя были возложены обязанности производить оформление проезда в троллейбусах и трамваях на основании устного заявления гражданина - получателя социальной услуги по предъявлении документа с последующей выдачей ему проездного документа (нулевого билета) установленной формы и организовать их учет (п. 2.1 соглашений).
В период с 01.01.2008 по 31.07.2011 предприятие оказало услуги по перевозке городским электрическим транспортом отдельных категорий граждан, финансирование мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Общая сумма выпадающих доходов истца по федеральным льготникам, рассчитанная по утвержденной методике, составила 58 894 450 руб., что подтверждается представленными в материалы дела ежемесячными отчетами о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки, ежемесячными реестрами распределения выручки от реализации ЕСПБ, утвержденными до октября 2010 г. заместителем министра строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, с октября 2010 г. - заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Управлением за счет средств федерального бюджета возмещены расходы транспортной организации в размере 15 041 210 руб.
Предприятие 24.08.2011 обратилось в управление с заявлением о выплате 43 853 300 руб. в счет возмещения убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Письмом от 23.09.2011 N 19/01-11/7157 управление сообщило заявителю, что обязанность по перечислению межбюджетных трансфертов для осуществления расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, исполнена управлением в полном объеме, вопросы по дополнительной выплате денежных средств в счет возмещения убытков от перевозки в компетенцию данного органа не входят.
Полагая, что управление неправомерно отказало в возмещении расходов, указывая, что возложение государством на субъекты Российской Федерации обязанности по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан не означает возложение на них обязанности по финансированию данных услуг, предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды исходили из того, что Российская Федерация, приняв на себя финансирование льготы по бесплатному проезду на общественном транспорте федеральных льготников, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным организациям убытков от предоставления этой льготы за счет средств федерального бюджета, а также из доказанности размера убытков.
Отказывая в удовлетворении требований в части суды исходили из того, что Федеральное казначейство не вправе самостоятельно принимать решения о возмещении транспортным организациям убытков от перевозки льготных категорий граждан за счет средств федерального бюджета.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 N 51-р утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, пенсионерами.
В соответствии с п. 3 названного Порядка включенные в федеральный регистр граждане, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, также имеют право на приобретение единого социального проездного билета.
В силу п. 2 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 06.06.2006 N 545-р об утверждении порядка распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ (далее - Распоряжение N 545-р) возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится в пределах фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации ЕСПБ.
Согласно п. 3 Распоряжения N 545-р транспортные организации, обеспечивающие равную доступность транспортных услуг для отдельных категорий граждан, ведут учет количества перевезенных пассажиров по ЕСПБ по категориям граждан, включенных в федеральный, региональный регистры, по количеству выданных кондуктором, водителем, пристани, автовокзала, автостанции, кассового пункта билетов или посадочных талонов с нулевой номинальной стоимостью.
Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, транспортные организации представляют в Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан отчет о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки по категориям граждан, включенных в федеральный и региональный регистры (п. 7 Распоряжения N 545-р).
Согласно п. 8 Распоряжения N 545-р министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Правительство Республики Башкортостан проект распоряжения о распределении субвенций из федерального бюджета между транспортными организациями с приложением сведений о фактически произведенных расходах транспортных организаций по обеспечению мер равной доступности транспортных услуг на территории Республики Башкортостан для категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
Министерство финансов Республики Башкортостан на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении субвенций из федерального бюджета между транспортными организациями представляет в Управление федерального казначейства по Республике Башкортостан реестр на финансирование; Управление федерального казначейства по Республике Башкортостан на основании реестра финансирования, платежных поручений Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и отчетов транспортных организаций о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки осуществляет перечисление субвенций федерального бюджета на счета транспортных организаций (п. 9, 10 Распоряжения N 545-р).
В силу ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с Распоряжением N 545-р предприятие организовало учет перевезенных льготных категорий пассажиров по ЕСПБ путем продажи кондукторами троллейбусных и трамвайных депо нулевых билетов при предъявлении гражданами-получателями услуг документа, подтверждающего право на получение социальной поддержки и ЕСПБ. На основании заполненного кондуктором в конце смены билетно-учетного листа, в котором отражалось количество выданных абонементных талонов, филиалы предприятия представляли МУЭТ г. Уфы ежедекадные сведения о перевозке льготных категорий пассажиров, Истец, в свою очередь, составлял и представлял в Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан ежемесячные отчеты о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки.
Достоверность ежемесячных отчетов подтверждена Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан путем включения в реестры распределения выручки от реализации ЕСПБ информации о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и суммы выпадающих доходов от перевозки по ЕСПБ.
Указанные обстоятельства ответчики не оспорили.
С учетом этого, а также оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общая сумма услуг, оказанных льготным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, за период с 01.01.2008 по 31.07.2011 составила 58 894 450 руб. При этом из имеющихся в деле платежных поручений следует, что расходы транспортной организации за указанный период возмещены в размере 15 041 210 руб.
Размер убытков определен предприятием с учетом полученных им доходов от продажи социальных проездных документов.
Представленный предприятием расчет задолженности федерального бюджета по компенсации убытков за оказанные в названный период услуги по перевозке пассажиров, пользующихся льготами, судами первой и апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Доказательства несопоставимости произведенных предприятием расчетов фактическим данным ответчиками не представлены.
Иные расчеты выпадающих доходов материалы дела не содержат. Показатели, используемые перевозчиком в расчете убытков, не опровергнуты.
Учитывая, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в транспорте общего пользования являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, суды правомерно удовлетворили требования предприятия о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в лице министерства понесенных убытков в заявленной сумме.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалуются.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 по делу N А07-23764/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф09-10614/12 по делу N А07-23764/2011