Екатеринбург |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А71-6247/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Южковой А.Н., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике (ИНН 1835060636, ОГРН 1021801655864; далее - управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А71-6247/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Удмуртской Республики путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
управления - Суханова Н.Н. (доверенность от 01.02.2012 N 8);
Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 1831015135, ОГРН 1021801655864; далее - фонд) - Паршинцева Ж.М. (доверенность от 30.12.2011 N 3).
Фонд обратился в Арбитражный суд Уральского округа с заявлением о признании недействительным представления управления от 03.04.2012 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2012 (судья Глухов Л.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда отменено, заявленные требования фонда удовлетворены. Суд признал оспариваемое представление управления недействительным как не соответствующее требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции оставить в силе, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение (толкование) норм материального права. В обоснование жалобы управление ссылается на направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств. Нецелевое использование средств федерального бюджета выразилось в том, что средства, выделенные фонду из федерального бюджета на финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезирования ортопедических изделий, были использованы фондом на оплату командировочных расходов своих сотрудников (Валиахметова А.Р. и Евдокимова М.В.), командировка которых не была связана с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Управление указывает на то, что исходя из содержания п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" следует, что административные расходы, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, должны относиться непосредственно к процессу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В отзыве на кассационную жалобу фонд не соглашается с мнением управления и поддерживает выводы суда апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением проведена проверка правомерности и эффективности использования средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе переданных из федерального бюджета межбюджетных трансфертов и федерального имущества в фонде за 2011 год.
По результатам проверки управлением составлен акт от 21.03.2012 и вынесено представление от 03.04.2012 N 29 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым предложено принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения нарушений, а именно: в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" средства федерального бюджета, выделенные Фондом социального страхования Российской Федерации, в виде межбюджетных трансфертов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, использованы на оплату командировочных расходов сотрудников фонда, направленных в командировку, не связанную с обеспечением предоставления инвалидам технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий.
Не согласившись с названными выводами, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из установления факта нецелевого расходования средств федерального бюджета, выделенных Фондом социального страхования Российской Федерации, в виде межбюджетных трансфертов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия нецелевого использования денежных средств.
Выводы апелляционного суда основаны на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет в 2011 году финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 1 и ст. 4 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с указанными Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели. При этом финансовое обеспечение включает в себя не только расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, но и расходы на содержание части сотрудников фонда, обеспечивающих исполнение указанной государственной услуги, включая заработную плату сотрудников, командировочные расходы, оплату коммунальных услуг, транспортные услуги и т.д.
Из материалов дела следует, что приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.12.2010 N 276 утверждена смета расходов фонда на 2011 год по коду 393 01 13 001 55 00 270, в том числе административные расходы на содержание аппарата.
Во исполнение п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в соответствии с постановлениями Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.12.2010 N 261, от 26.12.2011 N 307 фондом утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2011 год в общей сумме 234 887 700 руб. на финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы, в том числе расходы по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями (по статье 393 10 03 505 01 01/1) и административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в том числе денежное содержание аппарата (по статье 393 10 03 505 01 01/22 005).
Оспариваемым представлением установлено нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных Фондом социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, на оплату командировочных расходов сотрудников фонда, направленных в командировку, не связанную с обеспечением предоставления инвалидам технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом руководителя фонда от 09.06.2011 N 329/11 "О проведении комплексной ревизии филиала N 8 (Увинский)", Евдокимов М.В., главный специалист отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности, направлен в командировку сроком на 2 календарных дня в пос. Ува для проведения комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности по исполнению бюджета филиалом N 8. В программу проведения комплексной ревизии включена проверка работы с гражданами-инвалидами (ветеранами) по обеспечению ТСР, включая изготовление и ремонт ПОИ; порядок приема заявлений инвалидов на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР и для осуществления медико-технической экспертизы (МТЭ) по установлению необходимости ремонта и досрочной замены ТСР, протезов, ПОИ.
Оплата командировочных расходов в общей сумме 820 руб. произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных на административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (393 1003 505 02 01 22 005 "Административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий", КОСГУ 226 - 620 руб., КОСГУ 212 - 200 руб.).
В соответствии с приказом заместителя управляющего фонда от 12.07.2011 N 404/11 "О проведении выездной проверки ЛПУ санаторий им. С.М. Кирова" Валиахметов А.Р., консультант планово-экономического отдела, направлен в командировку сроком на 4 календарных дня в г. Пенза, ЛПУ санаторий им. С.М.Кирова, для проверки достоверности сведений, указанных в конкурсной заявке участника размещения заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг.
Деятельность фонда по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно также финансировалась из федерального бюджета.
Оплата командировочных расходов в общей сумме 4784,20 руб. произведена за счет средств федерального бюджета, выделенных на административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (393 1003 505 02 01 22 005 "Административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий", КОСГУ 226 - 550 руб., КОСГУ 212 - 400 руб., КОСГУ 222 - 3834,20 руб.).
По мнению управления, указанные расходы следовало произвести по кодам расхода на содержание аппарата - 393 01 13 001 55 00/2 270 200 "Расходы на содержание аппарата".
Судом апелляционной инстанции установлено, что финансирование выплаты заработной платы работникам фонда Евдокимову М.В. и Валиахметову А.Р. осуществлялось за счет средств федерального бюджета, выделенных на административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Поскольку финансирование оплаты труда Евдокимова М.В. и Валиахметова А.Р. осуществлялось за счет средств федерального бюджета, командировка связана с выполнением функций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, оснований для выплаты командировочных расходов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации не имелось. Иные источники финансирования указанной деятельности сметой фонда не предусмотрены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильным выводам о том, что расходы по оплате командировочных расходов Евдокимова М.В. и Валиахметова А.Р. обоснованно произведены за счет средств федерального бюджета, выделенных на административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (393 1003 505 02 01 22 005 "Административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий", КОСГУ 226, КОСГУ 212, КОСГУ 222) в пределах сумм, предусмотренных на указанные коды лимитами бюджетных обязательств бюджета Фонда на 2011 год.
Довод управления о неверном объединении двух целевых статей по признаку общего источника финансирования судом кассационной инстанции отклоняется, так как является ошибочным и не основанным на правоприменительной практике.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обязательств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 по делу N А71-6247/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в соответствии с постановлениями Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.12.2010 N 261, от 26.12.2011 N 307 фондом утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2011 год в общей сумме 234 887 700 руб. на финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг и отдельным категориям граждан из числа ветеранов протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, включая административные расходы, в том числе расходы по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями (по статье 393 10 03 505 01 01/1) и административные расходы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в том числе денежное содержание аппарата (по статье 393 10 03 505 01 01/22 005)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2012 г. N Ф09-12324/12 по делу N А71-6247/2012