Екатеринбург |
|
27 декабря 2012 г. |
Дело N А47-7155/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В..,
судей Гусева О. Г., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (ИНН: 5611003692, ОГРН: 1045607463791; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.07.2012 по делу N А47-7155/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители инспекции - Попов П.П. (доверенность от 13.11.2010 N 10-12/17338), Карпушкина Г.А. (доверенность от 19.01.2010 N 10-12/00645).
Индивидуальный предприниматель Вира Юрий Робертович (ИНН: 561100552383, ОГРН: 312565803200300; далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.12.2011 N 04-26/203.
Решением суда от 10.07.2012 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (судьи Малышев М.Б., Толкунов В.М., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты изменить, исключить из мотивировочной части судебных актов выводы о том, что в действиях инспекции имеются нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов, полученных в ходе проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения.
Налоговый орган указывает на то, что неучастие заявителя при рассмотрении материалов проверки после дополнительных мероприятий налогового контроля является нарушением процедуры, вместе с тем, указанное нарушение не имеет существенного значения, поскольку при проведении инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля никаких новых обстоятельств, в подтверждение факта совершенного предпринимателем налогового правонарушения, выявленного выездной налоговой проверкой, установлено не было.
В представленном на кассационную жалобу отзыве налогоплательщик просит в удовлетворении жалобы инспекции отказать, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя составлен акт от 15.11.2011 N 04-26/18.
Инспекцией 13.12.2011 было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения предпринимателем нарушений законодательства о налогах и сборах.
Решением инспекции от 30.12.2011 N 04-26/203 предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафов в сумме 26 737 руб. 20 коп. за неполную уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2008 г., в сумме 8975 руб. за неполную уплату НДФЛ за 2009 г., в общей сумме 9617 руб. 40 коп. за неполную уплату единого социального налога (далее - ЕСН) за 2008 г., в общей сумме 7054 руб. 20 коп. за неполную уплату ЕСН за 2009 г., в сумме 1836 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2008 г., в сумме 37 607 руб. 40 коп. за неполную уплату НДС за 1 квартал 2009 г.; по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 36 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц. Кроме того предпринимателю начислены пени по НДФЛ в сумме 39 567 руб. 29 коп., по ЕСН в общей сумме 17 700 руб. 35 коп., по НДС в сумме 128 936 руб. 81 коп., доначислены НДФЛ по установленному сроку уплаты 15.07.2009 в сумме 133 686 руб., по установленному сроку уплаты 15.07.2010 в сумме 44 875 руб., ЕСН по установленному сроку уплаты 15.07.2009 в сумме 48 087 руб., по установленному сроку уплаты 15.07.2010 в сумме 35 271 руб., НДС по установленному сроку уплаты 21.01.2008 в сумме 175 424 руб., по установленному сроку уплаты 20.01.2009 в сумме 3227 руб., по установленному сроку уплаты 20.02.2009 в сумме 3227 руб., по установленному сроку уплаты 20.03.2009 в сумме 3226 руб., по установленному сроку уплаты 20.03.2010 в сумме 62 679 руб., по установленному сроку уплаты 20.04.2010 в сумме 62 679 руб., по установленному сроку уплаты 20.05.2010 в сумме 62 679 руб.
Названное решение обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 17.03.2011 N 171/16 решение налогового органа изменено, в оспариваемой по настоящему делу части решение инспекции оставлено без изменения. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 24.02.2012 N 16-15/02187 решение нижестоящего налогового органа изменено путем отмены его в части исключения расходов в сумме 1 028 351 руб. 69 коп. согласно пунктам 1.2 и 2.2 описательной части решения, доначисления НДФЛ и НДС, начисления пеней и штрафа в соответствующих суммах; доначисления НДС в сумме 247 240 руб. согласно п. 3.1 описательной части решения, начисления пеней и предъявления штрафа в соответствующих суммах (с учетом исправления опечатки письмом от 01.03.2012 N 16-15/02505). В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение налогового органа в оспариваемой части нарушает его права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, рассматривая данное дело, установили, что рассмотрение материалов выездной налоговой проверки с учетом материалов по дополнительным мероприятиям налогового контроля инспекцией осуществлялось в отсутствие налогоплательщика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, на основании чего пришли к выводу о нарушении налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении и существенном нарушении прав налогоплательщика, что, в силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа.
В силу с подп. 7, 10, 15 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
Согласно п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
В соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Исходя из системного толкования п. 1, 6, 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации процедура рассмотрения материалов налоговой проверки включает в себя также и рассмотрение материалов, полученных налоговым органом в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, нарушение права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, и права на представление объяснений по результатам проведения таких дополнительных мероприятий, является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и безусловным основанием для отмены решения налогового органа судом в соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что предприниматель о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля извещен не был и фактически был лишен возможности представить свои пояснения и возражения с учетом этих результатов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущих за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту и являются безусловным основанием для отмены (признания недействительным) решения о привлечении к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа.
В остальной части судебные акты не обжаловались.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.07.2012 по делу N А47-7155/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
...
Исходя из системного толкования п. 1, 6, 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации процедура рассмотрения материалов налоговой проверки включает в себя также и рассмотрение материалов, полученных налоговым органом в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, нарушение права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, и права на представление объяснений по результатам проведения таких дополнительных мероприятий, является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и безусловным основанием для отмены решения налогового органа судом в соответствии с п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2012 г. N Ф09-12320/12 по делу N А47-7155/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12320/12
20.12.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7155/12
17.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8618/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-7155/12