Екатеринбург |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А60-15121/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Тимофеевой А.Д., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" (ИНН: 6658038117, ОГРН: 1026605238802; далее - общество Межотраслевой концерн "Уралметпром") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2012 по делу N А60-15121/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" - Сысоева И.В. (доверенность от 01.01.2013 N 010);
открытого акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - общество "СО ЕЭС") - Дрожжина Т.В. (доверенность от 02.10.2012), Прохоренко В.В. (доверенность от 04.04.2012 N 01-27), Лаврущенко Д.В. (доверенность от 06.02.2012 N 01-12).
Общество "СО ЕЭС" (ИНН: 7705454461, ОГРН: 1027700201352) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу Межотраслевой концерн "Уралметпром" о взыскании 8 764 468 руб. 10 коп. задолженности за оказанные в 2010 году услуги по договору возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.01.2007 N ОДУ-152.
Решением суда от 19.06.2012 (судья Ефимов Д.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 (судьи Шварц Н.Г., Масальская Н.Г., Рубцова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество Межотраслевой концерн "Уралметпром" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и материалам дела. Заявитель не согласен с выводом судов о заключении ответчиком договора от 01.01.2007 N ОДУ-152 как с субъектом розничного рынка электроэнергии. Как полагает заявитель жалобы, данный договор подписан с отлагательным условием согласно п. 19 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910), предусматривающим возникновение у сторон обязанностей по договору оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с момента совершения обществом Межотраслевой концерн "Уралметпром" всех установленных законом процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке. На момент заключения договора от 01.01.2007 N ОДУ-152 ответчик, являясь субъектом оптового рынка, не имел права участвовать в торговле электрической энергии и/или мощностью, так как группы точек поставки субъекта оптового рынка не зарегистрированы. Заявитель указывает на то, что Региональной энергетической комиссией по Свердловской области в тарифы общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" на 2010 год уже заложены затраты на оплату услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (далее - ОДУ) исходя из утвержденных ФСТ России тарифов на данные услуги на 2009 год. По мнению заявителя, судами первой и апелляционной инстанций вынесены неисполнимые судебные акты, поскольку стоимость оказываемых обществом "СО ЕЭС" услуг превышает более чем в 2 раза установленную в регулируемом тарифе цену этих услуг и у общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" отсутствует возможность возместить выпадающие доходы в связи с отменой регулирования тарифов, а торговля электроэнергией по свободным ценам при производстве комбинированным способом неконкурентноспособна из-за высокой себестоимости электрической энергии. Ввиду отсутствия подписанных актов об оказании услуг общество Межотраслевой концерн "Уралметпром" считает данные услуги непредоставленными.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СО ЕЭС" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения Правления Некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" общество Межотраслевой концерн "Уралметпром" внесено в Реестр субъектов оптового рынка по продаже электрической энергии.
Между обществом Межотраслевой концерн "Уралметпром" (заказчик) и обществом "СО ЕЭС" (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.01.2007 N ОДУ-152, по условиям которого исполнитель оказывает заказчику услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, направленные на обеспечение функционирования Единой энергетической системы России в порядке и на условиях, предусмотренном действующим законодательством и договором, а заказчик услуг оплачивает эти услуги в размере, порядке и сроки, предусмотренные условиями договора, и выполняет иные, принятые по договору обязательства (п. 1.1).
Согласно п. 2.1 названного договора оперативно-диспетчерское управление осуществляется посредством централизованного круглосуточного и непрерывного управления взаимосвязанными технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, образующими в совокупности электроэнергетический режим ЕЭС России.
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 4 договора от 01.01.2007 N ОДУ-152.
Размер платы (стоимость) услуг, оказываемых исполнителем в соответствии с договором, за расчетный период определяется исходя из утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти размера платы (тарифа) за услуги исполнителя по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и величины средней мощности поставки (МВт) электростанций, принадлежащих заказчику за год, предшествующий расчетному году, в отношении которых исполнитель оказывает услуги по ОДУ (п. 4.2 указанного договора).
В соответствии с п. 4.4 договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике величина тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике определяется на основании действующего на момент заключения договора решения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. В случае изменения уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти величины тарифа после заключения договора, стоимость услуг определяется исходя из новой величины тарифа с момента ее ввода в действие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Договором от 01.01.2007 N ОДУ-152 (п. 4.6) предусмотрена обязанность подписания заказчиком и исполнителем по окончании расчетного периода акта об оказании услуг по форме согласно Приложению 2 к договору. В случае не подписания заказчиком акта и не предоставления в течение 15 дней с момента направления акта исполнителем, мотивированного отказа (в письменной форме с указанием причин отказа), услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком в полном объеме.
Договор возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2007. Условия данного договора применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения договора, начиная с 01.01.2007. Действие договора считается продленным на следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия не последует письменного уведомления какой-либо из сторон о расторжении договора, заключении договора на иных условиях или внесении изменений и дополнений в настоящий договор (п. 10.1, 10.2, 10.3).
В период с января по декабрь 2010 года обществом "СО ЕЭС" обществу Межотраслевой концерн "Уралметпром" оказаны услуги по оперативно-диспетчерскому управлению на общую сумму 8 764 468 руб. 10 коп.
Направленные в адрес общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" акты об оказании услуг за указанный период не подписаны, счета-фактуры - не оплачены.
Расчет стоимости оказанных услуг, подлежащих оплате ответчиком, истец произвел по формуле, установленной абз. 2 подп. "а" п. 4 Правил определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910 (далее - Правила N 910).
Неоплата оказанных обществом Межотраслевой концерн "Уралметпром" оказанных услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в период с января по декабрь 2010 года послужила основанием для обращения общества "СО ЕЭС" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из доказанности факта оказания истцом услуг и отсутствия доказательств их оплаты ответчиком в полном объеме. При этом суд пришел к выводам о невключении сторонами в спорный договор отлагательного условия и соответствии общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" критериям, установленным абз. 2 подп. "а" п. 4 Правил N 910 для организаций, имеющих статус субъектов оптового рынка.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, поддержав выводы суда первой инстанции, признал решение законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, заслушав доводы представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьями 12, 16 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) общество "СО ЕЭС" является специализированной организацией, единолично осуществляющей централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и оказывает услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, подлежащим обязательному обслуживанию, на возмездной договорной основе.
На основании п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации устанавливает критерии и порядок отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, а также основы ценообразования и порядок оплаты указанных услуг.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 14.02.2009 N 114, которым утверждены Правила отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Правила N 114).
Судами установлено, что общество Межотраслевой концерн "Уралметпром" соответствует критерию, указанному в подп. "в" п. 2 Правил N 114, то есть является производителем (поставщиком) электрической энергии, осуществляющим производство продаваемой на розничном рынке электрической энергии (мощности) с использованием принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции, входящей в Единую энергетическую систему России, установленная генерирующая мощность которой составляет не менее 25 МВт.
На основании данных, полученных при формировании реестра лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и подтверждающих факт владения и использования ответчиком генерирующего оборудования (ТЭЦ) мощностью более 25 МВт (в период с января по октябрь 2010 года - 100 МВт, с ноября по декабрь 2010 года - 75 МВт; приложение N 14 к договору от 01.01.2007 N ОДУ-152 (т. 1 л.д. 150), общество Межотраслевой концерн "Уралметпром" внесено в соответствующий раздел Реестра субъектов оптового рынка.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике оплачиваются на основании договоров возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (п. 2 Правил N 910).
В соответствии с положениями статей 23 и 24 Закона об электроэнергетике стоимость услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике определяется на основании тарифов, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Вопрос установления тарифов на услуги, предоставляемые обществом "СО ЕЭС", относится к компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по тарифам России.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2009 N 327-э/1 тариф на оказываемые обществом "СО ЕЭС" услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике утвержден с 01.01.2010 в размере 6458,709 руб./МВт-мес. для всех потребителей указанных услуг.
Поскольку стоимость услуг истца относится к регулируемым ценам, стороны при исполнении договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.01.2007 N ОДУ-152 обязаны руководствоваться данным Приказом.
В связи с чем, обстоятельства, связанные с отсутствием в утвержденном на 2010 год Региональной энергетической комиссией по Свердловской области тарифе для общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" дополнительных затрат на оплату услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в соответствии с установленным обществу "СО ЕЭС" тарифом на оказываемые им услуги в 2010 году, не могут служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по их оплате.
С учетом изложенного обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции доводы заявителя жалобы о неисполнимости принятых по настоящему делу судебных актов.
Стоимость услуг истца, подлежащая оплате ответчиком за расчетный период, как правильно указали суды, определяется в соответствии с абз. 2 подп. "а" п. 4 Правил N 910, то есть путем умножения цены (тарифа) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на величину установленной генерирующей мощности электростанций, принадлежащих Ответчику на праве собственности или на ином законном основании, определяемой в соответствии с п. 5 Правил N 910, - для услуг, оказываемых субъектам электроэнергетики, осуществляющим с использованием указанных электростанций деятельность по производству электрической энергии (мощности), продаваемой на оптовом или розничных рынках.
Расчет стоимости оказанных услуг, произведенный обществом "СО ЕЭС" по формуле, установленной абз. 2 подп. "а" п. 4 Правил N 910, судами проверен и признан верным.
Доказательств, подтверждающих оплату оказанных истцом услуг, ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом неподписание обществом Межотраслевой концерн "Уралметпром" направленных в его адрес актов об оказании услуг само по себе не свидетельствует о невыполнении истцом принятых по договору обязательств и не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований об оплате оказанных услуг в заявленном размере (п. 4.6 договора от 01.01.2007 N ОДУ-152). Возражения относительно качества оказываемых услуг ответчиком не заявлялись.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что произведенный истцом расчет цены иска является правильным и его требования подлежат удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены и правомерно отклонены доводы заявителя жалобы о наличии в спорном договоре отлагательного условия, предусматривающего возникновение обязанностей сторон по договору с даты получения ответчиком допуска к торговой системе оптового рынка с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки на оптовом рынке. Оценив имеющуюся в материалах дела переписку сторон по вопросу внесения изменений в заключенный 01.01.2007 договор возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, суд пришел к обоснованному выводу о том, что соглашения на включение в условия договора соответствующих изменений стороны не достигли, данные разногласия судом не урегулировались, договор от 01.01.2007 N ОДУ-152 подлежит исполнению в первоначальной редакции (ст. 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение судами п. 19 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910) подлежит отклонению.
Согласно п. 19 названных Правил субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки (в том числе условных) после заключения им договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (если он относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике), договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги), содержащего в случае заключения указанного договора покупателем электрической энергии или представляющим его лицом положения, предусматривающие оплату услуг всех сетевых организаций, стоимость которых в установленном порядке включена в тариф на электрическую энергию (мощность) для данного покупателя на розничном рынке, а также всех договоров и соглашений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 34 и подпунктом "е" пункта 35 настоящих Правил, заключение которых в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике могут содержать отлагательные (отменительные) условия, предусматривающие, что права и обязанности по таким договорам возникают со дня, с которого соответствующий субъект оптового рынка получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Из буквального толкования изложенной нормы права следует, что отлагательные условия по усмотрению сторон могут включаться в договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, которые оформляются в связи с получением субъектом электроэнергетики статуса субъекта оптового рынка. Возможность включения отлагательных условий в указанные договоры связана с несовпадением во времени момента заключения договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и получения соответствующим лицом статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности.
Факт заключения сторонами договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.01.2007 N ОДУ-152 без отлагательного условия установлен судами при рассмотрении спора. Следовательно, п. 19 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910) в данном случае не применим.
Нарушений норм материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2012 по делу N А60-15121/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества Межотраслевой концерн "Уралметпром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А.Панова |
Судьи |
А.Д.Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 19 названных Правил субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки (в том числе условных) после заключения им договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (если он относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике), договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги), содержащего в случае заключения указанного договора покупателем электрической энергии или представляющим его лицом положения, предусматривающие оплату услуг всех сетевых организаций, стоимость которых в установленном порядке включена в тариф на электрическую энергию (мощность) для данного покупателя на розничном рынке, а также всех договоров и соглашений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 34 и подпунктом "е" пункта 35 настоящих Правил, заключение которых в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
...
Факт заключения сторонами договора возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике от 01.01.2007 N ОДУ-152 без отлагательного условия установлен судами при рассмотрении спора. Следовательно, п. 19 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910) в данном случае не применим."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2013 г. N Ф09-12800/12 по делу N А60-15121/2012