Екатеринбург |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А60-18511/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Ященок Т.П., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы Новоуральского городского округа на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2012 по делу N А60-18511/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заместителя прокурора Свердловской области (далее - прокурор) - Зобнина Л.В. (доверенность от 27.12.2012 N 8-15-12);
Главы Новоуральского городского округа - Агафонов Е.С. (доверенность от 18.10.2012 N 5973/01-27).
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа" (далее - постановление Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2012 решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2012 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением суда от 29.11.2012 (судьи Подгорнова Г.Н., Киселёв Ю.К., Ремезова Н.И.) заявление удовлетворено. Постановление Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 признано не соответствующим положениям ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) и недействующим.
В кассационной жалобе Глава Новоуральского городского округа просит обжалуемый судебный акт отменить, полагая при этом, что заявление прокурора о признании недействующим постановления Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует правоотношения, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) не предусмотрено право обжаловать данный нормативный правовой акт в арбитражный суд. Заявитель кассационной жалобы полагает, что постановление Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 не противоречит действующим правовым нормам в области обращения с отходами, оспариваемое постановление издано в рамках полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере и не отменяет требований по разработке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном законодательством об отходах производства и потребления.
Прокурор представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу норм п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и согласно п. 22 ч. 1 ст. 9 Устава Новоуральского городского округа, утвержденного решениями городской Думы города Новоуральска от 21.06.2005 N 61, от 29.06.2005 N 62, от 27.09.2005 N 87, от 16.11.2005 N 112, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.
Пунктами 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что 31.10.2007 Главой Новоуральского городского округа вынесено постановление N 978 "Об утверждении среднегодовых норм образования и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа".
Данное постановление опубликовано в газете "Нейва", выпуск от 21.11.2007 N 93/94.
Суд установил, что п. 1 постановления Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 утверждены среднегодовые нормы образования отходов и накопления отходов потребления от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2 постановления Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 установлено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не имеющим утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при заключении договоров на сбор, траспортирование, обезвреживание, использование и размещение отходов необходимо руководствоваться нормами, утвержденными оспариваемым постановлением.
В приложении к постановлению приведены среднегодовые нормы образования отходов от объектов общественного назначения, торговых, спортивных, образовательных, культурно-бытовых учреждений Новоуральского городского округа с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия службы быта, автотранспортные предприятия, медицинские учреждения и т.д.), а также единицы измерения среднегодовой нормы накопления.
С учётом изложенного суд правильно заключил, что постановление Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 устанавливает единые требования, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, учреждениями, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с образованием и накоплением отходов производства и потребления.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, суд пришёл к правомерному выводу о том, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, то есть полномочиями по утверждению норм образования твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности предприятий, учреждений и организации, органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Также суд пришёл к правильному выводу о том, что постановление Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции, тогда как отмеченные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов.
При этом суд правомерно отклонил ссылку Главы Новоуральского городского округа на рекомендательный характер оспариваемого постановления и довод о ненарушении прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, поскольку п. 2 спариваемого нормативного правового акта содержит прямое указание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям руководствоваться указанными в приложении годовыми нормами образования отходов производства и потребления при заключении договоров на сбор, транспортирование, обезвреживание, использование и размещение отходов.
Суд также учёл, что по состоянию на момент вынесения постановления Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 действовал порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в настоящее время постановление от 16.06.2000 г. N 461 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 54.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и принят органом местного самоуправления с превышением полномочий, заявленные требования прокурора удовлетворены судом обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду судом кассационной инстанции не принимается, поскольку основан на неверном толковании п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Главы Новоуральского городского округа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Новоуральского городского округа - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2012 по делу N А60-18511/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Главы Новоуральского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Также суд пришёл к правильному выводу о том, что постановление Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции, тогда как отмеченные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов.
При этом суд правомерно отклонил ссылку Главы Новоуральского городского округа на рекомендательный характер оспариваемого постановления и довод о ненарушении прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, поскольку п. 2 спариваемого нормативного правового акта содержит прямое указание юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям руководствоваться указанными в приложении годовыми нормами образования отходов производства и потребления при заключении договоров на сбор, транспортирование, обезвреживание, использование и размещение отходов.
Суд также учёл, что по состоянию на момент вынесения постановления Главы Новоуральского городского округа от 31.10.2007 N 978 действовал порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", в настоящее время постановление от 16.06.2000 г. N 461 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 54.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и принят органом местного самоуправления с превышением полномочий, заявленные требования прокурора удовлетворены судом обоснованно.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду судом кассационной инстанции не принимается, поскольку основан на неверном толковании п. 1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2013 г. N Ф09-7668/12 по делу N А60-18511/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7668/12
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-18511/12
29.11.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-18511/12
30.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7668/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-18511/12