Екатеринбург |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А07-9113/2012 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2012 г. N 18АП-3735/12
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соловцова С.Н.,
судей Артемьевой Н.А., Шершон Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Алексеевой Валентины Михайловны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-9113/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Алексеевой В.М. - Гайнуллина Р.А. (доверенность от 21.01.2012);
Ассоциации крестьянских хозяйств "Кириллово" - Варнавская И.В. (доверенность от 01.06.2012).
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратились Алексеева Валентина Михайловна, Буянова Александра Федоровна с иском к Ассоциации крестьянских хозяйств "Кириллово" (далее - ассоциация), Варнавскому Виктору Александровичу о признании недействительным протокола общего собрания членов ассоциации от 09.03.2011 и принятых на нем решений.
Определением суда от 31.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений (далее - администрация муниципального района, третье лицо).
Определением суда от 21.08.2012 принят отказ истцов от исковых требований к ответчику Варнавскому В.А., производство по требованиям в отношении Варнавского В.А. прекращено.
Определением суда от 29.08.2012 прекращено производство по иску Буяновой А.Ф. на основании п. 6 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 31.08.2012 (судья Шагабутдинова З.Ф.) в удовлетворении исковых требований Алексеевой В.М. отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 (судьи Серкова З.Н., Матвеева С.В., Хоронеко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Алексеева В.М. не согласна с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить. По мнению заявителя жалобы, ошибочным является вывод судов о пропуске Алексеевой В.М. трехмесячного срока исковой давности вследствие применения судами норм материального права, не подлежащих применению - Федерального закона от 08.12.1995 N 195-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации). Заявитель ссылается за то, что ассоциация является не кооперативом, объединяющим граждан, а объединением юридических лиц, в связи с чем судам, по мнению Алексеевой В.М., следовало руководствоваться не положениями Закона о сельскохозяйственной кооперации, а правилами ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими трехлетний срок исковой давности.
Как следует из материалов дела, 21.01.1992 Администрацией Уфимского района Республики Башкортостан произведена государственная регистрация ассоциации в качестве юридического лица.
Инспекцией МНС России по Уфимскому району в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 08.12.2002 внесены сведения об ассоциации как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером 1020201301427.
Регистрация ассоциации как некоммерческой организации произведена 16.08.2007.
Из устава, принятого на общем собрании членов ассоциации 29.04.2009, следует, что ассоциация образована на основе добровольного объединения крестьянских хозяйств, целью создания ассоциации является координация их деятельности, представление и защита общих интересов. Высшим органом управления ассоциации является общее собрание, к исключительной компетенции которого относится прием в члены ассоциации, избрание правления, председателя, досрочное прекращение их полномочий. Внеочередные собрания созываются по требованию не менее 1/3 членов ассоциации, либо не менее 2/3 состава правления. Общее собрание правомочно рассматривать вопросы, если на нем присутствуют не менее половины членов ассоциации, решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. Решения по вопросам исключительной компетенции общего собрания принимаются квалифицированным большинством (2/3 членов).
09.03.2011 состоялось общее собрание членов ассоциации.
Из протокола общего собрания от 09.03.2012 следует, что списочная численность членов ассоциации, имеющих право принимать участие в общем собрании с правом голосования по повестке собрания, составляет 447 членов, для участия в общем собрании зарегистрировано 234, что составляет 52,349 % от числа участников, имеющих право принять участие в общем собрании, то есть кворум для принятия решений имелся.
В повестку собрания были включены вопросы о принятии новых членов ассоциации, выборы председателя правления ассоциации и правления ассоциации.
По вопросам повестки дня большинством голосов приняты следующие решения: принять в члены ассоциации Варнавского В.А., избрать председателем ассоциации Варнавского В.А., избрать членами правления ассоциации Варнавского В.А., Артемьева В.А., Мельникова Г.П., Исламова Ю.В., Мухамадуллина Д.Р.
28.08.2011 состоялось общее собрание членов ассоциации.
Из протокола от 28.08.2011 следует, что списочная численность членов ассоциации составляет 429 членов, для участия в общем собрании зарегистрировано 257, кворум для принятия решений имелся.
В повестку собрания были включены следующие вопросы: принятие новых членов ассоциации; выборы правления ассоциации и председателя правления ассоциации; разное.
По вопросам повестки дня единогласно приняты решения: принять в состав членов ассоциации Ахметдинова Э.Ф. и Алексеева И.П.; избрать членами правления ассоциации Алексеева И.П., Ахметдинова Э.Ф., Келлера С.А., Мирхпайдарова З.С., Левина А.И., Мухамадуллина Д.Р.; избрать председателем правления ассоциации Ахметдинова Э.Ф.; обратиться в прокуратуру с жалобой на действия Варнавского В.А. и Шарафутдиновой Х.Р.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2012 по делу N А07-17643/2011 удовлетворены исковые требования Варнавского В.А. о признании недействительными решений общего собрания членов ассоциации от 28.08.2011.
Алексеева В.М., ссылаясь на то, что является членом ассоциации, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений общего собрания ассоциации от 09.03.2011. В обоснование заявленных требований Алексеева В.М. указала на то, что не была уведомлена о проведении общего собрания 09.03.2011, участие в нем не принимала, на собрании отсутствовал кворум для его проведения и принятия решений.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, пришли к выводу о том, что при проведении общего собрания членов ассоциации были допущены нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанности по уведомлению Алексеевой В.М. о времени и месте проведения собрания. Вместе с тем данное обстоятельство не признано судами основанием для удовлетворения исковых требований в связи с пропуском Алексеевой В.М. исчисляемого с 28.08.2011, когда она узнала о принятых решениях, трехмесячного срока исковой давности, о пропуске которого заявлено ответчиком.
Выводы судов являются верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствуют материалам дела.
Учитывая то, что ассоциация является некоммерческой организацией, созданной путем добровольного объединения крестьянских хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению как положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), так и Закона о сельскохозяйственной кооперации.
Суд кассационной инстанции принимая во внимание, что Ассоциация крестьянских хозяйств "Кириллово" создана в 1992 году путём реорганизации колхоза "Октябрь", её членами являются продолжившие свои трудовые отношения члены колхоза, ассоциация осуществляла самостоятельную производственную деятельность до 2009 года, при этом вступившими в законную силу судебными актами по делу N А07-17643/2011 установлено регулирование отношений сторон положениями Закона о сельскохозяйственной кооперации, признаёт вывод судов верным.
Согласно п. 3, 4 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с данным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации решение общего собрания членов кооператива, принятое с нарушением требований данного закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава кооператива и нарушающее права и (или) законные интересы члена кооператива, может быть признано судом недействительным по заявлению члена кооператива или ассоциированного члена кооператива, не принимавших участия в голосовании или голосовавших против обжалуемого решения.
В силу п. 5 ст. 30.1 названного закона заявление члена кооператива или ассоциированного члена кооператива о признании решения общего собрания членов кооператива и (или) решений иных органов управления кооперативом недействительными может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда член кооператива или ассоциированный член кооператива узнал или должен был узнать о принятом решении, но в любом случае не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия такого решения. Предусмотренный срок обжалования решений общего собрания членов кооператива и (или) решений иных органов управления кооперативом в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если член кооператива или ассоциированный член кооператива не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.
Поскольку в протоколе общего собрания членов ассоциации, состоявшегося 28.08.2011, отражены сведения о принятии Алексеевой В.М. участия в собрании, а также учитывая то, что члены ассоциации обладают правом на получение информации о решениях, принятых общим собранием, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что о принятых на общем собрании 09.03.2011 решениях она должна была узнать не позднее 28.08.2011.
С исковым заявлением в арбитражный суд Алексеева В.М. обратилась 23.05.2012, то есть с пропуском трехмесячного срока исковой давности, установленного в п. 5 ст. 30.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации.
В отзыве на иск ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности (т. 1, л.д. 52-58).
Согласно ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, учитывая пропуск Алексеевой В.М. срока исковой давности для заявления своего требования, а также принимая во внимание истечение с даты проведения оспариваемого общего собрания членов ассоциации более полутора лет и необходимость обеспечения стабильности гражданского оборота и обязательств, принятых от имени ассоциации Варнавским В.А., суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, допущено не было.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учётом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.08.2012 по делу N А07-9113/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеевой Валентины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Соловцов |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5 ст. 30.1 названного закона заявление члена кооператива или ассоциированного члена кооператива о признании решения общего собрания членов кооператива и (или) решений иных органов управления кооперативом недействительными может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда член кооператива или ассоциированный член кооператива узнал или должен был узнать о принятом решении, но в любом случае не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия такого решения. Предусмотренный срок обжалования решений общего собрания членов кооператива и (или) решений иных органов управления кооперативом в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если член кооператива или ассоциированный член кооператива не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.
...
С исковым заявлением в арбитражный суд Алексеева В.М. обратилась 23.05.2012, то есть с пропуском трехмесячного срока исковой давности, установленного в п. 5 ст. 30.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации.
...
Согласно ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 января 2013 г. N Ф09-13039/12 по делу N А07-9113/2012