Екатеринбург |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А60-19732/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А.А.,
судей Черкасской Г.Н., Макарова В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ИНН: 6633016986, ОГРН: 1106633000660; далее - предприятие "Богдановичские тепловые сети") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2012 по делу N А60-19732/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Богдановические тепловые сети" - Черданцев Д.В. (доверенность от 12.09.2012);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Богдановическая" (далее - общество "Управляющая компания "Богдановическая") - Леванов А.Г. (доверенность от 09.01.2012).
Предприятие "Богдановичские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "Управляющая компания "Богдановичская" о взыскании 1 621 024 руб. 80 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, потребленных в феврале 2012 года, 316 406 руб. 27 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, за период с 21.03.2012 по 18.07.2012 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.07.2012 (Сидорова А.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "Управляющая компания "Богдановичская" в пользу предприятия "Богдановичские тепловые сети" взыскано 117 916 руб. 94 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 (судьи Масальская Н.Г., Дружинина Л.В., Назарова В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Богдановичские тепловые сети" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что судами при определении стоимости поставленной тепловой энергии неверно применен расчет, основанный на тарифе, установленном постановлением главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71 "О рекомендуемых ставках платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в городском округе Богданович в 2011 году". По мнению предприятия "Богдановичские тепловые сети", указанное постановление регулирует отношения, возникающие между потребителями - гражданами и исполнителями коммунальных услуг. Кроме того, заявитель жалобы считает, что данный тариф носит рекомендательный характер. В спорных правоотношениях, по мнению предприятия "Богдановичские тепловые сети", подлежал применению тариф, установленный Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Общество "Управляющая компания "Богдановичская" представило письменный отзыв, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при отсутствии заключенного письменного договора предприятие "Богдановичские тепловые сети" в феврале 2012 года поставило на объекты, находящиеся в управлении общества "Управляющая компания "Богдановичская", тепловую энергию
Согласно расчету предприятия "Богдановичские тепловые сети" стоимость потребленной теплоэнергии составила 16 752 994 руб. 80 коп.
Истцом в адрес ответчика направлены акт на поставку-получение тепловой энергии и теплоносителя от 29.02.2012 и счет-фактура от 29.02.2012 N 00000365.
Общество "Управляющая компания "Богдановичская" указанные документы не подписало. При этом ответчик стоимость поставленной в спорный период тепловой энергии оплатил частично в сумме 15 131 970 руб.
Полагая, что общество "Управляющая компания "Богдановичская" ненадлежащим образом исполнило обязательства по оплате стоимости поставленной тепловой энергии, предприятие "Богдановичские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции сделал вывод об обоснованном применении обществом "Управляющая компания "Богдановичская" при расчете стоимости поставленной тепловой энергии тарифа, установленного постановлением главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71 "О рекомендуемых ставках платы за коммунальные услуги для граждан, проживающих в городском округе Богданович в 2011 году", а также норматива потребления тепловой энергии.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие потерь в системе теплоснабжения, а контррасчет исковых требований, представленный обществом "Управляющая компания "Богдановичская", признан обоснованным, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у общества "Управляющая компания "Богдановичская" задолженности по оплате стоимости поставленной в спорный период тепловой энергии.
Учитывая то, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом "Управляющая компания "Богдановичская" сроков оплаты стоимости поставленной тепловой энергии, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части взыскания процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, в сумме 117 916 руб. 94 коп. на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными. При этом арбитражный апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции об обоснованности расчета исковых требований, представленного обществом "Управляющая компания "Богдановичская".
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной статьей, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно действовавшей на момент принятия постановления главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71 редакции ч. 6.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие требованиям данной статьи уполномоченными органами местного самоуправления производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.10.2011 N 162-ПК на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию в Свердловской области не выше 100% к уровню, сложившемуся в декабре 2011 года.
Указом губернатора Свердловской области от 09.11.2011 N 1022-УГ предписано обеспечить недопущение увеличения совокупной платы граждан, проживающих на территории Свердловской области, за коммунальные услуги с 01.01.2012 по 01.07.2012. контроль за реализацией предписания возложен на глав муниципальных образований в Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 25.04.2007 N 361-ПП утвержден Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие утвержденным в установленном порядке предельным индексам, регулирующий отношения между органами местного самоуправления, исполнителями, управляющими организациями и гражданами по вопросам изменения размеров платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 7 указанного Порядка предусмотрено, что если изменение размера платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги выше максимального или ниже минимального предельного индекса, утвержденного для соответствующего муниципального образования в Свердловской области Региональной энергетической комиссией Свердловской области, размеры платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории данного муниципального образования, подлежат пересмотру уполномоченными органами местного самоуправления и приведению в соответствие с утвержденными предельными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об утверждении предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и размеров платы граждан за коммунальные услуги.
С учетом постановления Региональной энергетической комиссии от 01.01.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год", а также в связи с необходимостью корректировки размера платы за коммунальные услуги было принято постановление главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71, устанавливающее тарифы на оплату стоимости поставленной тепловой энергии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Региональной энергетической комиссии N119-ПК следует читать как "01 октября 2010"
В соответствии с абз. 2 п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В связи с этим исполнитель коммунальных услуг при расчетах за потребленную энергию вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному для граждан.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10.
Таким образом, обязательства управляющей компании, выступающей в имущественном обороте в интересах жильцов, аналогичны обязательствам жильцов, заключающих прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
На основании изложенного судами первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод об обоснованности применения обществом "Управляющая компания "Богдановичская" при расчете стоимости поставленной в спорный период тепловой энергии тарифа, установленного постановлением главы городского округа Богданович от 20.01.2011 N 71.
В соответствии с п. 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
Судами первой и апелляционной инстанций верно установлено, что в городском округе Богдановичский функционирует закрытая система теплоснабжения
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России от 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
С учетом изложенного при закрытой системе теплоснабжения стоимость химически очищенной воды, использованной для целей теплоснабжения, учитывается в тарифах на тепловую энергию, а потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, должны оплачивать необходимое для заполнения системы теплоснабжения дополнительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что, в нарушение норм ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприятие "Богдановичские тепловые сети" не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие объем потерь воды в закрытой системе теплоснабжения.
В связи с этим судами первой и апелляционной инстанций верно сделан вывод об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате стоимости нормативных потерь в системе теплоснабжения.
Довод заявителя жалобы о том, что при расчете стоимости поставленной в спорный период тепловой энергии подлежал применению тариф, установленный Региональной энергетической комиссией Свердловской области, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба предприятия "Богдановичские тепловые сети" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2012 по делу N А60-19732/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Богдановические тепловые сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
...
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России от 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2013 г. N Ф09-14187/12 по делу N А60-19732/2012