Екатеринбург |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А47-1857/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Оденцовой Ю.А., Сердитовой Е.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Оренбургстройспецмонтаж" (далее - общество "Оренбургстройспецмонтаж") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2012 по делу N А47-1857/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по тому же делу по иску общества "Оренбургстройспецмонтаж" к Министерству по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области о взыскании долга по государственному контракту и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Оренбургстройспецмонтаж" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области о взыскании 3 909 382 руб. 90 коп. долга по государственному контракту от 03.07.2008 N 1-3-1200-08-0343-08, а также 643 745 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395, 746, 767 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 24.07.2012 (судья Каракулин В.И.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 (судьи Ширяева Е.В., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургстройспецмонтаж" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на то, что в рамках государственного контракта от 03.07.2008 N 1-3-1200-08-0343-08 он выполнил работы на общую сумму 56 849 548 руб. 50 коп., тогда как оплата произведена в размере 52 940 165 руб. 60 коп. Задолженность заказчика перед подрядчиком в размере 3 909 382 руб. 90 коп. образовалась вследствие неоплаты работ по ценам, определенным сметой. При этом требование по оплате дополнительных работ, выполненных в рамках государственного контракта, общество "Оренбургстройспецмонтаж" не заявляет, поскольку дополнительные работы оплачены.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области против доводов заявителя жалобы возражает, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, между Министерством по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области (заказчик) и обществом "Оренбургстройспецмонтаж" (подрядчик) по итогам открытого аукциона заключен государственный контракт для нужд Оренбургской области от 03.07.2008 N 1-3-1200-08-0343-08, согласно которому подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс с игровым залом" по адресу: Оренбургская обл., г. Абдулино, в соответствии с видами, объемами работ и материалами, предусмотренными сметной документацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, и сдать результат работ заказчику, а заказчик принять выполненные работы и обеспечить их оплату в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 2.1 - 2.3 цена контракта согласована сторонами в размере 56 849 548 руб. 50 коп., включая стоимость работ, материалов и их доставку, стоимость сопутствующих (в том числе подготовительных) работ, необходимых для выполнения работ, указанных в сметной документации, сумму всех налогов, сборов и других обязательных платежей, компенсацию иных издержек подрядчика, причитающееся ему вознаграждение и так далее. Цена работ является твердой и неизменной на протяжении всего срока выполнения контракта.
Сроки выполнения работ согласованы сторонами в третьем разделе контракта.
Во исполнение обязательств по государственному контракту в период с сентября по ноябрь 2008 года, с апреля по ноябрь 2009 года подрядчиком выполнены строительно-монтажные работы на объекте, сторонами подписаны акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3). Объект сдан в эксплуатацию согласно акту о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания от 12.11.2009 и разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 04.12.2009.
Кроме того, в ходе выполнения строительно-монтажных работ сторонами утверждены локальные сметные расчеты на дополнительные работы по электроосвещению и электросиловому оборудованию N 1 на общую сумму 319 992 руб. 20 коп., N 1в на устройство временных проездов и площадок на общую сумму 48 180 руб. 58 коп., N 2 на дополнительные общестроительные работы на общую сумму 832 132 руб. 46 коп. Сторонами подписаны акты приемки выполненных работ формы КС-2.
Также, в ходе выполнения строительно-монтажных работ сторонами подписаны акты N 93/08 на сумму 1 057 164 руб. 36 коп., N 124/08 на сумму 1 057 164 руб. 36 коп. без даты на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 30.11.2009 N 10 по состоянию на указанную дату сторонами подтвержден факт выполнения работ на общую сумму 54 140 471 руб., в том числе работ, согласованных в дополнительных сметах, на общую сумму 1 200 305 руб. 44 коп.
В соответствии с реестрами проведенных платежных поручений с указанием назначения платежа и соответствующими им выписками по лицевому счету, заверенными банком, работы оплачены заказчиком на общую сумму 56 254 799 руб. 76 коп.
Ссылаясь на то, что оплата выполненных и принятых работ произведена не в полном объеме, общество "Оренбургстройспецмонтаж" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области задолженности по государственному контракту и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия у долга по оплате выполненных и принятых работ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы, оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
В силу ч. 5 ст. 9 того же Закона при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, в том числе указанных в ч. 3 ст. 29 данного закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 - 6.6 и 8.1 данной статьи.
Возможность изменения контракта на выполнение работ допускается в случаях, если это предусмотрено конкурсной документацией, по согласованию заказчика с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение некоторых видов работ не более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ, при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом (ч. 6 ст. 9 названного Закона).
Судом апелляционной инстанцией установлено, что представленные в материалы дела утвержденные сторонами локальные сметные расчеты и двусторонние акты приемки выполненных дополнительных работ по стоимости не превышают ограничения, установленные вышеприведенными нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Таким образом, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что выполнение дополнительного объема работ сторонами согласовано, дополнительные работы подрядчиком выполнены и заказчиком приняты.
Поскольку материалами дела подтвержден факт выполнения подрядчиком предусмотренных муниципальным контрактом от 03.07.2008 N 1-3-1200-08-0343-08 работ на общую сумму 56 254 799 руб. 76 коп. (с учетом дополнительных работ на сумму 1 200 305 руб. 44 коп., а также проектно-изыскательских работ на общую сумму 2 114 328 руб. 72 коп.), при этом работы оплачены заказчиком на сумму 56 254 799 руб. 76 коп., суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований о взыскании долга по государственному контракту и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением кассационного суда от 24.12.2012 заявителю жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Ввиду окончания кассационного производства с общества "Оренбургстройспецмонтаж" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.07.2012 по делу N А47-1857/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Оренбургстройспецмонтаж" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Оренбургстройспецмонтаж" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
Ю.А. Оденцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность изменения контракта на выполнение работ допускается в случаях, если это предусмотрено конкурсной документацией, по согласованию заказчика с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение некоторых видов работ не более чем на десять процентов предусмотренного контрактом объема работ, при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом (ч. 6 ст. 9 названного Закона).
Судом апелляционной инстанцией установлено, что представленные в материалы дела утвержденные сторонами локальные сметные расчеты и двусторонние акты приемки выполненных дополнительных работ по стоимости не превышают ограничения, установленные вышеприведенными нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Таким образом, апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что выполнение дополнительного объема работ сторонами согласовано, дополнительные работы подрядчиком выполнены и заказчиком приняты."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2013 г. N Ф09-13936/12 по делу N А47-1857/2012