Екатеринбург |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А50-9184/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-9184/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "АГРОС" (ОГРН: 1095905002016, ИНН: 5905269857; далее - общество) - Галкин С.А. (доверенность от 27.04.2010).
В судебно заседании, начавшемся 06.02.2013, объявлен перерыв до 9 ч 15 мин 11.02.2013.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения департамента от 13.02.2012 N И-21-01-09-2819 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 3412 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, северо-восточнее ул. Промышленная, д. 107, и предварительном согласовании места размещения объекта - строительство подъездной автодороги, об обязании департамента оформить акт выбора названного земельного участка площадью и согласовать место размещения объекта.
Решением суда от 20.09.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда изменено оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что объект, для строительства которого испрашивался спорный земельный участок (автомобильная дорога необщего пользования), не входит в перечень, установленный п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315. Кроме того, департамент ссылается на отсутствие у него сведений о принадлежности основного земельного участка заявителю.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 30.11.2011 обратилось в департамент с заявлением о выборе из состава свободных городских земель земельного участка площадью 3412 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, северо-восточнее ул. Промышленная, д. 107, для размещения объекта транспортной инфраструктуры (строительство подъездной автодороги) и о предварительном согласовании места размещения объекта.
Департамент 13.02.2012 принял решение, оформленное письмом N И-21-01-09-2819, об отказе обществу в оформлении акта выбора земельного участка для строительства подъездной автодороги. В качестве основания отказа департамент сослался на то, что подъездная автодорога не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, определенный в п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, в редакции от 21.06.2011, так как не является объектом общественной транспортной инфраструктуры.
Полагая, что данный отказ департамента является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 данного Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
В соответствии с п. 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется, в том числе для размещения и реконструкции объектов инженерной, общественной транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 4.3 указанного Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации г. Перми.
Регламентом взаимодействия департамента с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857, регулируются процедуры, связанные с рассмотрением соответствующих заявлений заинтересованных лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 4.1.3 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми 27.12.2011 N 577, письмо Управления внешнего благоустройства администрации города Перми от 14.12.2011 N СЭД-01-31-2133, письмо Администрации Индустриального района города Перми от 19.12.2011 N СЭД-01-07-1346, письмо Департамента планирования и развития территории города Перми от 13.12.2011 N СЭД-22-01-20-2675, письмо Департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства администрации города Перми от 16.12.2011 N СЭД-13-01-18-173, письмо Департамента дорог и транспорта администрации города Перми от 14.01.2012 N СЭД-12-01-26-16, суды установили, что уполномоченными органами даны положительные заключения о возможности размещения объекта на указанном заявителем земельном участке.
Судами также установлено, что размещение на испрашиваемом земельном участке объекта - подъездной автодороги необщего пользования, соответствует зонированию, а также положениям ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 52.5 Правил землепользования и застройки города Перми, что подтверждается заключением Департамента планирования и развития территории г. Перми от 13.12.2011 N СЭД-22-01-20-2675 о нахождении земельного участка в зонах ПК-2 и ПК-3, к основным видам разрешенного использования которых отнесены, в том числе, автотранспортные объекты, объекты инженерно-технологического обеспечения.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств наличия препятствий для выбора и согласования места размещения объекта, суды сделали правильный вывод о незаконности оспариваемого решения департамента.
Довод департамента о том, что объект, для строительства которого испрашивался спорный земельный участок (автомобильная дорога необщего пользования), не входит в перечень, установленный п. 4.2 Положения судами рассмотрен и правомерно отклонен. Судами установлено, что заявленный объект относится к объектам общественной инфраструктуры, предварительное согласование места размещения которого возможно в соответствии с п. 4.2. Положения.
Ссылка департамента на отсутствие у него сведений о принадлежности основного земельного участка заявителю, обоснованно отклонена судами, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого решения. Кроме того, в заявлении общества от 30.11.2011 N 108 не указано о выборе дополнительного земельного участка к основному. При этом из схемы испрашиваемого земельного участка следует, что данный земельный участок примыкает к земельному участку, принадлежащему обществу на праве собственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования, возложив на департамент обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем оформления акта о выборе указанного земельного участка и согласовании места размещения объекта.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-9184/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что размещение на испрашиваемом земельном участке объекта - подъездной автодороги необщего пользования, соответствует зонированию, а также положениям ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 52.5 Правил землепользования и застройки города Перми, что подтверждается заключением Департамента планирования и развития территории г. Перми от 13.12.2011 N СЭД-22-01-20-2675 о нахождении земельного участка в зонах ПК-2 и ПК-3, к основным видам разрешенного использования которых отнесены, в том числе, автотранспортные объекты, объекты инженерно-технологического обеспечения.
...
Довод департамента о том, что объект, для строительства которого испрашивался спорный земельный участок (автомобильная дорога необщего пользования), не входит в перечень, установленный п. 4.2 Положения судами рассмотрен и правомерно отклонен. Судами установлено, что заявленный объект относится к объектам общественной инфраструктуры, предварительное согласование места размещения которого возможно в соответствии с п. 4.2. Положения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2013 г. N Ф09-13692/12 по делу N А50-9184/2012