Екатеринбург |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А47-9153/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Матанцева И.В., Оденцовой Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балуковой Е.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.09.2012 по делу N А47-9153/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по тому же делу по заявлению арбитражного управляющего Гершанок Александра Александровича к инспекции о признании недействительным ее решения.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2013 произведена замена председательствующего судьи Крюкова А.Н. в связи с нахождением в командировке на судью Артемьеву Н.А. (ч. 3, 4 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц- связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Огурцов С.А. (доверенность от 14.09.2012).
Арбитражный управляющий Гершанок А.А. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Он либо его представители в судебное заседание не явились.
Арбитражный управляющий Гершанок А.А. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 10.05.2012, выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о ликвидации федерального государственного унитарного предприятия "Степная геологоразведочная экспедиция" (далее - предприятие) в связи с завершением конкурсного производства (уведомление об оставлении документов без рассмотрения от 10.05.2012); о возложении на инспекцию обязанности по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия.
Решением суда от 13.09.2012 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены; решение инспекции признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 (судьи Столяренко Г.М., Ершова С.Д., Хоронеко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления арбитражного управляющего Гершанок А.А. отказать. Как указывает инспекция, положения ст. 34, 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" являются гарантией соблюдения прав Федеральной налоговой службы как лица, участвующего в деле о банкротстве предприятия, на обжалование определения о завершении конкурсного производства. Кассационная жалоба на определение о завершении конкурсного производства в отношении предприятия и соответствующее постановление апелляционного суда вместе с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов направлена Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области в арбитражный суд 05.05.2012, то есть до той даты, когда инспекцией должно было быть принято решение о государственной регистрации ликвидации предприятия на основании обращения арбитражного управляющего. По мнению инспекции, при таких обстоятельствах внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия лишило бы Федеральную налоговую службу права на обжалование судебного акта в порядке кассационного производства.
В отзыве на кассационную жалобу арбитражный управляющий Гершанок А.А. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Арбитражный управляющий указывает, что на момент вынесения регистрирующим органом уведомления от 10.05.2012 кассационная жалоба не была принята к производству суда кассационной инстанции, и исполнение обжалуемых судебных актов не было приостановлено. Кроме того, принятием недействительного решения нарушено право арбитражного управляющего на своевременное освобождение от исполнения обязанностей конкурсного управляющего предприятия.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.05.2005 по делу N А47-12081/2004 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Ахмадеева С.П.
Определением суда от 25.11.2008 Ахмадеева С.П. отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего предприятия, конкурсным управляющим утвержден Гершанок А.А.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.01.2012 по делу N А47-12081/2004 конкурсное производство в отношении предприятия завершено.
Указанное определение оставлено без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012.
В регистрирующий орган 03.05.2012 поступило письмо арбитражного управляющего Гершанок А.А. от 26.04.2012 с просьбой внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации предприятия.
В уведомлении от 10.05.2012 инспекция сообщила об оставлении документов без рассмотрения, указав на наличие сведений о подаче кассационной жалобы на определение о завершении конкурсного производства от 31.01.2012 и ходатайства о приостановлении исполнения данного определения.
Согласно информации с официального сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по веб-адресу http://kad.arbitr.ru/ кассационная жалоба Федерального налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 05.05.2012 направлена Арбитражным судом Оренбургской области вместе с делом в Федеральный арбитражный суд Уральского округа 15.05.2012, в суд кассационной инстанции поступила 22.05.2012.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.05.2012 по делу N А47-12081/2004 данная кассационная жалоба принята к производству суда, удовлетворено ходатайство Федеральной налоговой службы о приостановлении исполнения определения Арбитражного суда Оренбургской области от 31.01.2012.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.07.2012 по тому же делу определение Арбитражного суда Оренбургской области о завершении конкурсного производства от 31.01.2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 оставлены без изменения, кассационная жалоба Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Регистрирующим органом 14.08.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации предприятия на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Полагая, что при вынесении уведомления об оставлении документов без рассмотрения от 10.05.2012 регистрирующий орган нарушил закон, а также права и интересы конкурсного управляющего предприятия, арбитражный управляющий Гершанок А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что на дату названного уведомления судом кассационной инстанции еще не было вынесено определение об удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения определения суда первой инстанции о завершении конкурсного производства, следовательно, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия; вступившее в законную силу определение о завершении конкурсного производства подлежало исполнению. Судами также установлено, что оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает права арбитражного управляющего Гершанок А.А., который не был своевременно освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего предприятия.
Кроме того, апелляционный суд отметил, что действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица являются исполнением вступившего в законную силу судебного акта, поэтому не могут нарушать право лиц, участвующих в деле о банкротстве, на обжалование определения о завершении конкурсного производства.
Между тем выводы судов не соответствуют нормам процессуального права, что в силу ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену судебных актов.
В п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в случае завершения после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ введенной до этого процедуры без введения новой процедуры (завершение конкурсного производства, прекращение производства по делу) ее завершение осуществляется по правилам старой редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с этим исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, осуществляется по правилам ст. 149 старой редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку конкурсное производство в отношении предприятия было открыто 26.05.2005, то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства осуществляется по правилам ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета внесенных названным Законом изменений.
В силу ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на дату открытия конкурсного производства) определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.
Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Как следует из содержания уведомления от 10.05.2012 об оставлении без рассмотрения документов, представленных арбитражным управляющим Гершанок А.А., регистрирующий орган обладал сведениями о подаче кассационной жалобы на определение о завершении конкурсного производства от 31.01.2012 и ходатайства о приостановлении исполнения данного определения.
Установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядок подачи кассационной жалобы предполагает, что кассационная жалоба подается участником дела в арбитражный суд первой инстанции, который направляет кассационную жалобу вместе с делом в суд кассационной инстанции.
Вместе с тем конкурсный управляющий обязан представить определение о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган в течение пяти дней с даты его получения, а регистрирующий орган в тот же срок с момента получения определения - внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица.
Таким образом, срок прохождения кассационной жалобы от момента подачи ее в канцелярию суда первой инстанции (или сдачи на почту) до поступления в суд кассационной инстанции составляет больший промежуток времени, чем срок, отведенный законом для решения вопроса о государственной регистрации сведений о юридическом лице.
В то же время участвующие в деле о банкротстве кредиторы и уполномоченный орган могут не согласиться с отчетом конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства и выводами арбитражного суда о наличии оснований для завершения конкурсного производства. В этом случае они вправе обжаловать судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в порядке кассационного производства.
При этом кассационная жалоба на определение о завершении конкурсного производства и соответствующее постановление апелляционного суда может быть подана в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу указанного постановления (ч. 5 ст. 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеназванных сроков и порядка подачи кассационной жалобы определение суда кассационной инстанции о принятии кассационной жалобы к производству и удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения определения о завершении конкурсного производства может быть вынесено судом кассационной инстанции после окончания срока для внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
В предмет доказывания по спору о признании недействительным ненормативного правового акта входит установление фактов несоответствия этого акта закону и нарушение им прав и интересов заявителя (ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов настоящего дела и информации с официального сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по веб-адресу http://kad.arbitr.ru/ по делу N А47-12081/2004 усматривается, что кассационная жалоба Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области о завершении конкурсного производства от 31.01.2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 подана заявителем в установленный законом срок. В дальнейшем кассационная жалоба была принята судом кассационной инстанции к производству, судом было удовлетворено ходатайство о приостановлении исполнения определения о завершении конкурсного производства.
Принимая во внимание, что внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника влечет прекращение производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб по делу о банкротстве, и учитывая, что на момент вынесения уведомления от 10.05.2012 регистрирующий орган обладал информацией о подаче лицом, участвующим в деле о банкротстве предприятия, кассационной жалобы на определение о завершении конкурсного производства с ходатайством о приостановлении исполнения данного определения, то решение регистрирующего органа об оставлении документов без рассмотрения нельзя признать не соответствующим закону.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления арбитражного управляющего Гершанок А.А.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявления арбитражного управляющего следует отказать.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.09.2012 по делу N А47-9153/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления арбитражного управляющего Гершанок Александра Александровича отказать.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
И.В. Матанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в случае завершения после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ введенной до этого процедуры без введения новой процедуры (завершение конкурсного производства, прекращение производства по делу) ее завершение осуществляется по правилам старой редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В связи с этим исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, осуществляется по правилам ст. 149 старой редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку конкурсное производство в отношении предприятия было открыто 26.05.2005, то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства осуществляется по правилам ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета внесенных названным Законом изменений.
В силу ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на дату открытия конкурсного производства) определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2013 г. N Ф09-154/13 по делу N А47-9153/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4189/13
27.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4189/13
18.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-154/13
11.02.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9153/12
16.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10975/12
13.11.2012 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9153/12
13.09.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-9153/12