Екатеринбург |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А60-14558/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Платоновой Е.А., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588; далее - министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2012 по делу N А60-14558/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970; далее - истец, общество "МРСК Урала") - Ходалева Е.Д. (доверенность от 01.01.2013 N 54/2013), Быстрецких Ю.Д. (доверенность от 01.01.2013 N 53/2013);
Государственного унитарного предприятия Свердловской области "Облкоммунэнерго" (ИНН 6661101471, ОГРН 1026605229144; далее - ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго") - Агапитов А.Ю. (доверенность от 01.02.2013 N 600);
министерства - Юзвак Ю.С. (доверенность от 05.04.12 N 17.01.82-3638).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к министерству, ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго" (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Свердловской области на сооружения ВЛ-10кВ, назначение: производственное, протяженностью 4550 м, инвентарный номер: 2499/01/0001/10-00, литеры: 1А, 1Б, расположенные по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово, ул. Мальгина, д. 1б; о признании отсутствующим зарегистрированного права хозяйственного ведения ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго" на указанное сооружение.
Определениями суда от 22.03.2012, 12.05.2012, 29.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости-Федеральное бюро технической инвентаризации", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, специализированное областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области, Администрация муниципального образования Байкаловского сельского поселения, муниципальное образование Байкаловский муниципальный район в лице Администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район.
Определением суда от 14.06.2012 к производству арбитражного суда принято встречное исковое заявление министерства к обществу "МРСК Урала" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности общества "МРСК Урала" на ВЛ-10кВ ф. Насосная, протяженностью 12,5 км, литера 9.
Решением Арбитражного суда Свердловской области (судья Невмеруха Е.Л.) от 24.08.2012 исковые требования общества "МРСК Урала" удовлетворены. В удовлетворении встречного иска министерства отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Министерство, ссылаясь на абз. 4 п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), п. 2 указанного постановления, п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", полагает, что поскольку спорный объект ВЛ- 10кВ относится к инженерной инфраструктуре городов, следовательно, подлежал передаче в муниципальную собственность и незаконно включен предприятием в план приватизации.
По мнению заявителя, договоры о безвозмездной передаче имущества в собственность Свердловской области не противоречат положениям Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, министерство считает, что срок исковой давности не пропущен, поскольку заявитель узнал о двойном учете прав на один и тот же объект только после подачи искового заявления общества "МРСК Урала", то есть после 15 марта 2012 года.
Министерство также полагает, что обществом "МРСК Урала" не доказан факт возникновения у него права собственности на спорные объекты. При этом спорные объекты находятся во владении ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго".
Как установлено судами, решением Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 30.12.1992 утвержден план приватизации государственного предприятия, относящегося к федеральному уровню собственности - Свердловского производственного объединения энергетики и электрификации "Свердловэнерго", которое зарегистрировано финансовым управлением Свердловского Облисполкома 13.08.1993, регистрационный номер 62-1П-340.
В соответствии с актом оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.07.1992, являющимся приложением к плану приватизации, в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, включен объект - ВЛ-10кВ ф. Насосная, расположенный: ПС Байкалово ТП-5127, 1988 года ввода в эксплуатацию.
Для целей государственной регистрации прав открытого акционерного общества "Свердловэнерго" на недвижимое имущество - подстанции 110/10 кВ "Байкалово", 15.05.2002 дочерним федеральным государственным унитарным предприятием "Березовский центр технической инвентаризации" проведена техническая инвентаризация электросетевого комплекса, согласно которой электросетевой комплекс ПС 110/10кВ "Байкалово" входит в состав имущественного комплекса обособленного подразделения открытого акционерного общества "Свердловэнерго", объект Вл-10кВ ф. Насосная, литера 9, от ПС Байкалово ТП-5127, 1988 года ввода, протяженностью 12,5 км.
На основании плана приватизации Свердловского производственного объединения энергетики и электрификации "Свердловэнерго" за открытым акционерным обществом "Свердловэнерго" зарегистрировано право собственности на комплекс подстанции 110/10кВ "Байкалово", включающий в себя, в частности, объект - ВЛ-10кВ ф. Насосная, литера 9, протяженностью 12,5 км, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АБ N 476580 от 16.09.2004.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Свердловэнерго" реорганизовано путем присоединения к обществу "МРСК Урала", в связи с чем 30.04.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности открытого акционерного общества "Свердловэнерго", на основании чего все права и обязанности присоединяющегося общества перешли к обществу "МРСК Урала".
Право собственности общества "МРСК Урала" как правопреемника открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Свердловэнерго" на комплекс подстанции 110/10кВ "Байкалово", включающий в себя, в частности, объект - Вл-10кВ ф. Насосная, литера 9, протяженность - 12,5 км, зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АГ N 288952 от 28.07.2008.
В соответствии с приказами министерства от 29.07.2011 N 1158, от 29.07.2011 N 1160 в государственную собственность Свердловской области принято имущество муниципального образования Байкаловского сельского поселения, передаваемое поселением по договору безвозмездной передачи имущества, в том числе ВЛ-10 кВ ф. "насосная", ВЛ-0,4кВ и ТП-5194, а также названное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго".
Согласно договорам о безвозмездной передаче имущества от 23.08.2011 N АО-451, N АО-452, заключенным между муниципальным образованием "Байкаловское сельское поселение" в лице Администрации поселения и министерством, акту N 1214 Администрацией поселения безвозмездно переданы в собственность Свердловской области, указанные объекты муниципальной собственности (согласно приложениям).
Право собственности Свердловской области на сооружения ВЛ-10кВ; ВЛ-0,4кВ; ТП-5194, протяженностью 5290 м, трансформаторную подстанцию, застроенной площадью 3 кв. м, литеры: 1А,1Б, 2А, 2Б, 2В, 1, расположенные по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово, ул. Мальгина, д. 1б, зарегистрировано 23.12.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ N 101882.
Полагая, что на один и тот же объект электросетевого хозяйства - ВЛ-10 кВ, расположенный по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово, ул. Мальгина, д. 1б, зарегистрировано право собственности одновременно за обществом "МРСК Урала" и за Свердловской областью, а также право хозяйственного ведения ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго", стороны обратились с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности факта возникновения права собственности общества "МРСК Урала" на спорный объект, а также факта владения им и пользования. Суды также пришли к выводам об отсутствии у министерства прав на спорное недвижимое имущество, в связи с чем оно не могло быть им передано в хозяйственное ведение ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго", а также о пропуске министерством срока исковой давности при подаче встречного иска.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абз. 4 п. 52 постановления N 10/22).
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что объект 1 - "ВЛ-10 кВ ф. Насосная ЭСК ПС "Байкалово", расположенный по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово (техническая информация к объекту указана в Приложении 1) идентичен объекту 2 - "Сооружение ТП-5194, ВЛ-10 кВ; ВЛ -04. кВ", расположенный по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово, ул. Мальгина, д. 1б (техническая информация к объекту указана в Приложении 1), координаты расположения опор совпадают. При этом объект 2 входит в состав (является частью) объекта 1, кроме ТП 5194 и ВЛ-0,4кВ, указанных в свидетельстве о государственной регистрации собственности Свердловской области серии 66 АЕ N 101881 от 23.12.2011, в свидетельстве о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго" серии 66 АЕ N 101881 от 23.12.2011. Объекты находятся в рабочем состоянии под напряжением, с помощью указанных объектов осуществляется электроснабжение ф. Насосная д. Серьгино и д. Исаково Байкаловского района.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что на один и тот же объект электросетевого хозяйства: ВЛ-10кВ, расположенный по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово, ул. Мальгина, д. 1б, зарегистрировано право собственности одновременно за обществом "МРСК Урала" и Свердловской областью, а также право хозяйственного ведения ГУП Свердловской области "Облкоммунэнерго".
В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (абз. 5 п. 11 постановления N 10/22).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
Согласно п. 6 разд. I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (далее - Положение), утвержденный комитетом план приватизации предприятия (подразделения) является решением о его преобразовании в акционерное общество открытого типа.
При этом величина уставного капитала акционерных обществ, создаваемых в соответствии с Положением, определяется по состоянию на 01.07.1992 (п. 5 раз. I Положения).
С момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия (абз. 1 п. 10 Положения). Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки (абз. 2 п. 10 Положения).
Из материалов дела следует, что в приложении к плану приватизации Свердловского производственного объединения энергетики и электрификации "Свердловэнерго" - акте оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.07.1992 указан объект ВЛ-10кВ ф. Насосная, расположенный: ПС Байкалово ТП-5127, 1988 года ввода в эксплуатацию. Указанные в акте и в эксплуатационной схеме распределительных сетей 10кВ характеристики объекта позволяют его индивидуализировать.
План приватизации утвержден и является основанием возникновения права собственности акционерного общества "Свердловэнерго" на включенное в уставный капитал имущество.
В соответствии с п. 2. постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании п. 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности, в частности, относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным вывод судов о том, что, поскольку указанный объект был отчужден в собственность созданного при приватизации предприятия, порядок разграничения государственной собственности, установленный постановлением N 3020-1, распространяться на него не мог, является правомерным.
Кроме того, в силу абз. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
На основании п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включаемых в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", действовавшего в тот момент и регламентировавшего названный порядок вплоть до 14.07.2006, установлено, что утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с п. 5 указанного постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
При этом, как верно отмечено судами, п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не регулируют вопросов приватизации указанных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 111).
При таких обстоятельствах суды, установив, что право муниципальной собственности на сооружения ВЛ-10кВ, назначение: производственное, протяженностью 4550 м, инвентарный номер: 2499/01/0001/10-00, литеры: 1А, 1Б, расположенные по адресу: Свердловская область, Байкаловский район, с. Байкалово, ул. Мальгина, д. 1б, не возникло, пришли к обоснованному выводу о том, что указанное имущество не могло быть передано в собственность Свердловской области по договорам безвозмездной передачи имущества от 23.08.2011 N АО-452, АО-451.
При этом факт владения обществом "МРСК Урала" спорным имуществом не оспорен.
Довод заявителя о том, что при подаче встречного иска срок исковой давности не является пропущенным, поскольку министерство узнало о двойном учете прав на один и тот же объект только после подачи искового заявления общества "МРСК Урала", то есть после 15 марта 2012 года, являлся предметом рассмотрения судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
В силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспариваемое право. Избранный способ защиты должен быть направлен на восстановление нарушенного права.
Судами верно отмечено, что принимая во внимание факт владения истцом спорным имуществом, избранный Министерством способ защиты права (признание права отсутствующим) не приведет к восстановлению права.
Судами установлено, что срок исковой давности следует исчислять не с момента внесения записи о правах общества "МРСК Урала" и его правопредшественника в государственный реестр, а с момента, когда министерство как орган государственной власти должно было узнать о выбытии имущества из государственной собственности, то есть не позднее государственной регистрации акционерного общества "Сведловэнерго" (15.02.1993).
Иные доводы заявителя жалобы были предметом исследования судов, и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2012 по делу
N А60-14558/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 5 указанного постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
При этом, как верно отмечено судами, п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не регулируют вопросов приватизации указанных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия (информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 111)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2013 г. N Ф09-14377/12 по делу N А60-14558/2012