Екатеринбург |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А50-7514/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Ветеран" (ИНН 5906050190, ОГРН 1025901367876; далее - общество "Ветеран") на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 по делу N А50-7514/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Поступившее 27.02.2013 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - кадастровая палата) ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Ветеран"- Сазонова О.А. (доверенность от 09.01.2013).
Общество "Ветеран" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), кадастровой палаты по установлению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416015:31 по адресу: г. Пермь, ул. Рязанская, 101а, в размере 7 464, 84 руб./кв. м ввиду неправомерного отнесения участка по виду функционального использования к 4 группе "земли гаражей и автостоянок" (с учетом принятого арбитражным судом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 (судья Трубин Р.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ветеран" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что при постановке земельного участка на кадастровый учет его кадастровая стоимость была определена по виду функционального использования "земли под промышленными объектами", состав и качественные характеристики находящихся на земельном участке зданий не изменялись, вид разрешенного использования земельного участка должен определяться с учетом функционального использования основного объекта -цеха как земельный участок "под здания и сооружения предприятий промышленности".
В отзывах на кассационную жалобу Управление Росреестра, кадастровая палата возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, обществу "Ветеран" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Рязанская, 101а: 2-этажное кирпичное здание цеха гипсокартонных перегородок с подвалом, цокольным, промежуточным и антресольным этажами общей площадью 3775,3 кв. м, 6 складов, 4 навеса, трансформаторная подстанция, вентиляционная камера, забор, ворота, замощение; 1-этажное кирпичное здание гаража (литера Д), 1-этажное кирпичное здание гаража (литера Б).
Распоряжением департамента от 13.12.2011 N 2166 заявителю под указанные объекты недвижимости в собственность за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416015:31 площадью 15077 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Рязанская, 101а; вид разрешенного использования земельного участка определен как "под здание цеха гипсокартонных перегородок с подвалом, цокольным, промежуточным и антресольным этажами, здание гаража".
Данное распоряжение в порядке информационного взаимодействия было направлено в орган кадастрового учета для внесения изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416015:31.
Решением кадастровой палаты от 10.02.2012 внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416015:31, разрешенное использование указано как "под здание цеха гипсокартонных перегородок с подвалом, цокольным, промежуточным и антресольным этажами, здание гаража". В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка был определен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 7464,84 руб./кв. м.
Полагая, что действия по определению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка являются незаконными, общество "Ветеран" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416015:31 предназначен для размещения нескольких объектов, в том числе здания гаража, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с п. 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, по 4 виду функционального использования "земли гаражей и стоянок", имеющего наибольшее значение удельного показателя кадастровой стоимости.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
На основании п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Территориальное зонирование и градостроительные регламенты на территории г. Перми определены Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Частью 2 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из ч. 3 ст. 16 названного Закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений может осуществляться на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и 12919/11, изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Как следует из материалов дела, в кадастровой выписке о земельном участке от 21.10.2011 N 5900/201/11-130343 в качестве вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416015:31 указано "под здания и сооружения предприятий промышленности", с учетом данного вида разрешенного использования установлен удельный показатель кадастровой стоимости - 3830, 69 руб./кв. м, определенный для 7 вида разрешенного использования земельных участков "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи". В названной кадастровой выписке содержится отметка "земельный участок входит в территориальную зону: "производственно-коммунальные зоны, зона производственно - коммунальных объектов III класса вредности, ПК-3" (л.д. 22).
В указанной кадастровой выписке перечислены находящиеся на земельном участке объекты: склад (литера Г), трансформаторная подстанция (литера Г8), 2-этажное кирпичное здание цеха гипсокартонных перегородок с подвалом, цокольным, промежуточным и антресольным этажами (литеры А, А1, А2, А3, А4), склад (Г3), 1-этажное здание гаража (литера Д), 1-этажное здание гаража (литера Б; л.д. 23, оборот).
Распоряжением департамента от 13.12.2011 N 2166 обществу "Ветеран" в собственность за плату предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416015:31, вид разрешенного использования земельного участка определен как "под здание цеха гипсокартонных перегородок с подвалом, цокольным, промежуточным и антресольным этажами, здание гаража".
Решением кадастровой палаты от 10.02.2012 внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование указано как "под здание цеха гипсокартонных перегородок с подвалом, цокольным, промежуточным и антресольным этажами, здание гаража". В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка был установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 7464,84 руб./кв. м, определенный для 4 вида разрешенного использования земельных участков "земли гаражей и автостоянок".
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 21.03.2012 N 5900/201/12-69593, составленной поле внесения изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка, размере удельного показателя кадастровой стоимости, перечень находящихся на земельном участке объектов не изменился, в их число также входят 1-этажное здание гаража (литера Д), 1-этажное здание гаража (литера Б; л.д. 23, оборот).
Делая вывод о правомерности действий органа кадастрового учета по внесению изменений в сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416015:31, суды не исследовали вопрос о том, имело ли место фактическое изменение вида разрешенного использования земельного участка, повлекшее его многофункциональность, что давало бы основания для внесения органом кадастрового учета изменений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
При этом судами не дана оценка доводам общества "Ветеран" о том, что земельный участок, на котором расположены гаражи и иные объекты недвижимости, относится к виду разрешенного использования земельного участка по основному объекту (здание цеха), поскольку гаражи используются как вспомогательные объекты при осуществлении производственной деятельности.
При таких обстоятельствах, поскольку судами не исследованы имеющие существенное значение для разрешения данного спора обстоятельства, а также не дана надлежащая правовая оценка доводам заявителя и представленным в обоснование данных доводов доказательствам, судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить изложенные недостатки, исследовать все значимые для дела обстоятельства и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.08.2012 по делу N А50-7514/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Ветеран" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 25.12.2012 N 1, который находится в материалах дела.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
...
В силу п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимым для кадастрового учета документом является, в частности, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и 12919/11, изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 марта 2013 г. N Ф09-296/13 по делу N А50-7514/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7514/12
05.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-296/13
06.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11145/12
13.08.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-7514/12