Екатеринбург |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А50-17450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования г. Пермь в лице Департамента финансов администрации г. Перми (ИНН: 5902290610, ОГРН: 1025900523406; далее - департамент финансов) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.10.2012 по делу N А50-17450/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Скворцов Алексей Иванович (ИНН: 590601174281, ОГРН: 304590607700027; далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд Пермского края с иском к департаменту финансов о взыскании 698 718 руб. 87 коп., возникших в результате перевозки в 2009 г. пассажиров по льготным проездным билетам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, Муниципальное бюджетное учреждение "Городское управление транспорта".
Решением суда от 30.10.2012 (судья Аликина Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
Департамент финансов в кассационной жалобе просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что предприниматель не представил доказательств возникновения у него убытков в связи с перевозкой отдельных категорий граждан (студентов и школьников) в объеме большем, чем размер компенсации, полученной им в соответствии с установленным порядком и договором.
Департамент финансов полагает, что согласно решению Пермской городской Думы от 23.12.2008 N 418, которым утвержден Порядок формирования тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих и межмуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщений, расчетная стоимость льготных проездных документов, учитываемая при расчете тарифа, включает в себя стоимость проездных документов, устанавливаемых для отдельных категории пассажиров (в спорном периоде постановлением администрации г. Перми от 27.01.2009 N 25), и субсидии, перечисляемые из бюджета всех уровней на эти цели; таким образом, муниципальное образование, установив льготную стоимость проездных документов для отдельных категорий граждан, предусмотрела полную компенсацию связанных с этим у перевозчиков убытков.
Заявитель жалобы ссылается на то, что при исполнении бюджета муниципального образования г. Пермь 2009 г. по расходам на компенсацию убытков перевозчика, связанных с перевозкой пассажиров по льготным проездным документам, применялся порядок расчета, установленный постановлением администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета г. Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения", в связи с чем у муниципального образования г. Пермь отсутствуют какие-либо иные расходные обязательства перед предприятиями - перевозчиками, кроме субсидий, выплачиваемых перевозчикам, установленных названным постановлением.
Департамент финансов считает необоснованным утверждение предпринимателя о необходимости принятия органами местного самоуправления г. Перми отдельного порядка возмещения расходов, связанных с перевозкой студентов и школьников, поскольку льгота по провозной плате для студентов и школьников Пермской городской Думой не была установлена как дополнительная мера социальной поддержки на основании п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявитель жалобы указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в части полномочий по расчету с перевозчиками является Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми (в 2008 г. - комитет по транспорту администрации г. Перми).
Предприниматель представил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между предпринимателем и муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми от 01.04.2006 заключен договор N 73-06 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми, в соответствии с которым в 2009 г. предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров: учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования (далее - учащиеся), учащихся учреждений высшего и среднего специального образования дневной формы обучения (далее - студенты), жителей г. Перми, имеющих право на трудовую пенсию по старости, но не имеющих права на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным или региональным законодательством (далее - пенсионеры), имеющих соответствующие проездные билеты.
Согласно указанному договору перевозчик обязуется осуществлять перевозку льготных категорий пассажиров и пассажиров, имеющих социальные проездные документы и проездные документы студентов (учащихся), в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативными правовыми актами города Перми (п. 3.1.9 договора от 01.04.2006 N 73-06).
В соответствии с п. 6.3 названного договора выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и проездных билетов студентов (учащихся) подлежат компенсации за счет средств, выделенных на эти цели бюджетами всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермской области, нормативно-правовыми актами г. Перми.
В связи с неполучением компенсации выпадающих доходов, понесенных в связи с перевозкой студентов, учащихся и пенсионеров по льготным проездным билетам, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта наличия у истца убытков и обоснованности их расчета.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162 "Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета г. Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения", распространяющимся на правоотношения с 01.01.2009, установлено, что субсидии предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат по осуществлению регулярных перевозок пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения; субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в решении о бюджете г. Перми на эти цели Департаменту дорог и транспорта администрации г. Перми на очередной финансовый год и плановый период (п. 1.4 - 1.5 указанного Порядка).
Таким образом, финансирование льгот по проезду отдельных категорий пассажиров осуществляется Муниципальным образованием г. Пермь, соответственно, Муниципальное образование г. Пермь должно компенсировать убытки перевозчиков в связи с оказанием услуг по перевозке студентам, учащимся и пенсионерам по льготной цене.
В соответствии с названными нормами и ст. 41 Устава г. Перми, решением Пермской городской Думы от 27.01.2009 N 5 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих маршрутах городского сообщения в городе Перми" установлен тариф на перевозку одного пассажира автомобильным транспортом на маршрутах городского сообщения в размере 12 руб. (п. 1.1).
Пунктом 2.1 указанного Решения администрации города рекомендовано до 01.02.2009 установить стоимость проездных документов на месяц на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом на поселенческих маршрутах городского сообщения для отдельных категорий пассажиров: учащихся, студентов, пенсионеров.
Руководствуясь решением Пермской городской Думы от 27.01.2009 N 5 администрация г. Перми приняла постановление от 27.01.2009 N 25 "Об установлении стоимости проездных документов для отдельных категорий пассажиров".
Согласно п. 1 данного Постановления с 01.02.2009 на поселенческих маршрутах городского сообщения в городе Перми для отдельных категорий пассажиров установлена следующая стоимость проездных документов, дающих право проезда на всех видах транспорта (автобус, трамвай, троллейбус):
для учащихся на месяц - 550 руб., на полмесяца - 275 руб.;
для студентов на месяц - 550 руб., на полмесяца - 275 руб.;
для пенсионеров - 435 руб.
Муниципальное бюджетное учреждение "Гортранс" в соответствии с п. 2.1, 2.2 указанного Постановления осуществляло изготовление бланков льготных проездных документов, аккумулированием денежных средств от их реализации, а также распределением и перечислением этих денежных средств перевозчикам в полном объеме (до 01.02.2009 согласно Методики распределения доходов от перевозки пассажиров в городском пассажирском транспорте от 30.07.2004, разработанной Комитетом по промышленной политике и транспорту администрации г. Перми г., а с 01.02.2009 - в соответствии с Порядком распределения денежных средств, поступивших от реализации проездных документов, между перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок городского сообщения г. Перми, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 17.11.2009 N 873).
Согласно представленным предпринимателем расчетам, убытки, связанные с предоставлением льготного проезда студентам, учащимся и пенсионерам в 2009 г., составили 698 718 руб. 87 коп.
Произведенный расчет выпадающих доходов основан на следующих показателях: общее количество реализованных студентам, учащимся, пенсионерам льготных проездных документов, стоимость одной поездки (тариф), количество поездок по одному проездному документу раздельно по категориям в месяц (по данным обследования пассажиропотока), доходы от реализации проездных документов (студенческим, ученическим, пенсионным), как величина, уменьшающая сумму исковых требований.
При этом общее количество реализованных льготных проездных документов и выручка от их реализации на территории г. Перми, доля предпринимателя в выручке от продажи льготных проездных документов за 2009 г. и размеры полученных им денежных средств соответствуют данным оператора - муниципального учреждения "Городское управление пассажирского транспорта".
На основании указанных документов предпринимателем определена нормативно-расчетная цена одного льготного проездного документа на полный месяц и на полмесяца, как производное от количества поездок одного пассажира по льготным проездным билетам (расчет средневзвешенного количества поездок по проездным документам) и установленного тарифа.
Выпадающие доходы от перевозки одного пассажира представляют собой разницу между нормативно-расчетной ценой и фактической стоимостью льготного проездного документа, которая определена путем деления денежных средств, полученных от реализации льготных проездных документов на количество реализованных льготных проездных документов, по данным отчетов группы реализации билетной продукции о полученных доходах от продажи проездных билетов за 2009 г.
Сумму убытков составляет доля предпринимателя в общей сумме выпадающих доходов всех перевозчиков, возникших в результате перевозки общего количества граждан, имеющих льготные проездные документы, определенная с учетом удельного веса предпринимателя в общем объеме денежных средств, полученных за 2009 г. от реализации льготных проездных документов. При расчете предпринимателем использованы данные об его удельном весе, определенные муниципальным учреждением "Горпассажиртранс" исходя из объемов транспортной работы предпринимателя в соответствии с методикой распределения доходов от реализации льготных проездных документов на городской пассажирский транспорт для расчета суммы денежных средств, подлежащей перечислению предпринимателю от продажи льготных проездных документов.
Из представленного предпринимателем расчета следует, что им для определения суммы выпадающих доходов использовано средневзвешенное количество поездок по всем перевозчикам, при этом доля предпринимателя в перевозке льготных пассажиров учитывается как в процентном, так и в денежном выражении.
Проанализировав Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета г. Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162, суды сделали обоснованные выводы о том, что предусмотренные указанным Порядком выплаты не компенсируют предъявленные по настоящему делу к взысканию убытки.
Между тем, как следует из ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот.
Следовательно, соответствующая обязанность может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов именно в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам.
Каких-либо нормативных актов о порядке компенсации перевозчикам убытков от перевозки льготных категорий пассажиров (выпадающих доходов) в связи с введением на территории г. Перми льготных проездных документов принято не было.
Ввиду отсутствия нормативного правового акта, предусматривающего порядок возмещения перевозчику расходов в связи с перевозкой пассажиров по льготным проездным документам, предпринимателем произведен расчет убытков по собственной методике, который судами проверен и признан обоснованным, размер понесенных предпринимателем убытков составил 698 718 руб. 87 коп.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они были предметом исследования судов и по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.10.2012 по делу N А50-17450/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образования г. Пермь в лице Департамента финансов администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
...
Проанализировав Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета г. Перми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров на поселенческих маршрутах городского сообщения, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 27.03.2009 N 162, суды сделали обоснованные выводы о том, что предусмотренные указанным Порядком выплаты не компенсируют предъявленные по настоящему делу к взысканию убытки.
Между тем, как следует из ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена самим фактом предоставления льгот."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2013 г. N Ф09-288/13 по делу N А50-17450/2012