Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Московская высшая школа, интеллектуальный потенциал которой определяют свыше ста государственных вузов, имеет многоотраслевой характер, охватывая практически все направления научно-технических, естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний.
В вузах Москвы работает многочисленный отряд специалистов высшей квалификации, среди которых - около девяти тысяч докторов наук.
За десятилетия, а иногда и более чем за столетие, в московских вузах сложились уникальные, всемирно известные научные школы, взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь.
Высшим учебным заведениям всегда была присуща опора на фундаментальную науку - проведение собственных глубоких фундаментальных исследований, постоянное взаимодействие с Академией наук. Это важно не только с точки зрения развития системы знаний, но и как гарантия высокого научно-технического уровня прикладных разработок.
Московские вузы принимают активное участие в решении многих практических задач народного хозяйства страны и города, работая в тесной связи с предприятиями, отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Многие вузы, благодаря своему авторитету, широким научно-техническим связям, становятся координирующими центрами в масштабе страны, объединяющими усилия различных организаций в решении важнейших проблем.
Московские вузы, имея славные и давние традиции, выросли в лидирующие, головные организации, определяющие основные отраслевые направления развития высшего образования и научных исследований на государственном уровне.
Москве присуще уникальное, единственное в мире сочетание - на территории одного города сосредоточено огромное количество мощных, разнопрофильных академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, научно-производственных объединений, предприятий высоких технологий. Высшие учебные заведения - неотъемлемая и одна из важнейших частей этого конгломерата науки и производства, обладающего колоссальным научно-техническим потенциалом.
Являясь многопрофильными научно-образовательными учреждениями, сохранившими и приумножившими в сложнейших условиях творческий потенциал своих научных школ, вузы способны:
- разрабатывать качественно новые технические, технологические и организационно-экономические решения на основе синтеза научных достижений в различных областях знаний;
- создавать с использованием имеющейся научно-лабораторной и экспериментальной базы наукоемкие высокорентабельные производства, в том числе центры коллективного пользования, малые предприятия, технопарки и т.п., обеспечивая их централизованно инжиниринговыми и финансово-экономическими услугами;
- подготавливать высококвалифицированные кадры для решения научно-технических, организационно-экономических и управленческих задач, связанных с техническим перевооружением и модернизацией производственного и хозяйственного комплекса города Москвы;
- привлекать, используя свою деловую и научную репутацию, инвестиции из бюджетных и внебюджетных источников финансирования для создания и внедрения высоких технологий;
- осуществлять эффективную координацию в области проведения проблемно-ориентированных, фундаментальных и прикладных исследований, выполнения опытно-конструкторских работ на основе выбора экономически оптимальных направлений научно-технической деятельности и концентрации на этих направлениях интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов.
Таким образом, на современном этапе высшая техническая школа становится ключевым звеном в системе "Фундаментальная наука - Прикладная наука - Образование - Производство - Рынок", обеспечивающим прогрессивное развитие всего научно-технического комплекса на основе организации инновационного процесса.
Поэтому постоянная связь Правительства Москвы с вузами важна для города и стратегически точна.
В целях повышения эффективности использования интеллектуального потенциала вузов в интересах города, начиная с 1995 г. финансируются наиболее значимые для города разработки специалистов высшей школы. От Правительства Москвы эту деятельность формируют и ведут Департамент науки и промышленной политики и Московский комитет по науке и технологиям.
Объемы финансирования науки в системе "Вузы - Москве" составили:
- 1996 г. - 7,2 млн. руб.;
- 2000 г. - 28,0 млн. руб.;
- 2005 г. - 100,0 млн. руб.
Важнейший аспект совместной работы московских вузов, Совета ректоров вузов и Правительства Москвы - формирование крупных межвузовских проектов.
Разработка крупных проектов должна обеспечивать:
- комплексное решение проблем городского хозяйства с высокими технико-экономическими показателями;
- организацию и совершенствование важных для городского хозяйства объектов с максимальным использованием научно-технического потенциала вузов и производственно-технического потенциала предприятий города;
- создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
- достижение реального экономического эффекта за счет:
- экономии затрат городского и федерального бюджетов;
- получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
- подготовки (переподготовки) кадров;
- социальную ориентацию перспективных проектов на формирование в новых наукоемких производствах высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Стратегические подходы к разработке крупных проектов:
1. Реализация крупных проектов должна обеспечивать решение наиболее важных для производственного и хозяйственного комплекса города Москвы вопросов, связанных с техническим перевооружением, повышением эффективности функционирования за счет максимального привлечения к созданию перспективных производств недоиспользуемого промышленного потенциала города и специально подготовленных высококвалифицированных кадров.
2. Особое внимание должно быть обращено на создание в сфере "Наука - Производство" не только высококвалифицированных, но и высокооплачиваемых рабочих мест, имея в виду, что уровень оплаты труда должен существенно превышать размеры средней заработной платы в Москве.
3. Необходимо сконцентрировать усилия на разработке импортозамещающей продукции высокого уровня, прежде всего, в области производства лекарственных препаратов и медицинской техники.
Создание на базе столичных вузов федерального подчинения федерально-региональной инновационной системы "Москва", обеспечивающей развитие в интересах Российской Федерации и города инновационного процесса "Наука - Образование - Кадры - Производство - Рынок" на стратегических направлениях научно-технического прогресса, позволит осуществить в среднесрочной и долгосрочной перспективе:
- Расширение выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, в основе которого лежат результаты выполненных НИР и ОКР.
- Развитие высокорентабельных наукоемких производств.
- Вовлечение в активную научно-производственную деятельность высококвалифицированных специалистов, в том числе в сфере инжиниринга и менеджмента, имея в виду использование на этих новых направлениях молодых преподавателей и научных работников, аспирантов и студентов.
Несмотря на то, что в Москве сосредоточено около 60% научно-технического потенциала страны, трудится треть всех научных работников России, более половины докторов и кандидатов наук, стабильное инновационное развитие экономики столицы и России в целом пока не обеспечено. При огромном научно-техническом потенциале удельный вес Москвы в общем объеме созданных передовых технологий по России в целом не превышает 15%. Не сформирован масштабный и развитой рынок результатов инновационной деятельности.
Система московского образования в течение ряда лет развивается практически в соответствий с целями, определенными приоритетным национальным проектом "Образование", реализуемым в стране по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием образования.
Уровень образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства и перспективах его развития.
Последнее десятилетие страна находится на этапе перехода к рыночной экономике и перед отечественным образованием поставлены фундаментальные задачи обеспечения устойчивого инновационного развития страны с приведением содержания образования и его структуры к новым реалиям российской жизни, претерпевшей глубочайшие политические и социально-экономические изменения. Необходимо интегрироваться в международное образовательное пространство, обеспечив рост конкурентоспособности и государственной значимости экспорта образовательных услуг, повышение эффективности по привлечению иностранных граждан для обучения в московских учебных заведениях на компенсационных условиях.
В то же время традиционная система образования, ровно, как и государственная молодежная политика, не обеспечивает целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи, ее подготовки к жизни в самоорганизуемом обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика, призванная сформировать и закрепить необходимые нормы поведения и моральные ценности в общественных традициях.
С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшней молодежи повышенные требования: она станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%. Только 2,7% процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящее время российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этим проблемам. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между "объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Российской Федерации. Даже после принятия нового Жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи было выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6 000 и за счет региональных бюджетов для 59 000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране.
Аналогичные проблемы в странах Западной Европы решаются в первую очередь путем взаимодействия органов власти, арендодателей, риэлтерских и строительных компаний в создании политики доступной аренды жилья для молодежи.
Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.
В этих условиях большое значение приобретают:
- научно-техническая и инновационная политика, формируемая Правительством Москвы;
- комплексные меры поддержки научно-исследовательских организаций, вузов, проводящих НИР и ОКР по приоритетным направлениям, предприятий, осуществляющих разработку и внедрение наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
- адресное бюджетное финансирование НИР и ОКР (рис. 1);
- стимулирование системных изменений в московском образовании (устойчивое инновационное развитие, создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования);
- переход к массовому "учебному конвейеру" на основе идеологии формирования базовых компетенций и реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в информационное общество - общество экономики знаний;
- проведение социально-ориентированной политики, направленной на развитие и совершенствование системы воспитания молодежи и подготовки кадров в вузах города Москвы, вовлечение все большего количества молодых людей в работу научно-технических и опытно-конструкторских структур, целенаправленное воспитание самостоятельной, ответственной молодежи, основанное на принципах толерантности, норм доведения и моральных ценностях в общественных традициях.
С этой целью должны быть задействованы все экономические и организационные механизмы, имеющиеся у Правительства Москвы: городской заказ, налоговые льготы, финансовая поддержка, передовые методы управления.
"Рисунок 1 - Схема организации планирования инновационного процесса"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.