Екатеринбург |
|
18 августа 2011 г. |
Дело N А50-23282/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2011 по делу N А50-23282/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоальянс" (ОГРН: 1025901844924, ИНН: 5916013180); (далее - общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края о взыскании 6 629 100 руб. 97 коп. - убытков, понесенных в связи с перевозкой в 2009 г. пассажиров с использованием социальных проездных документов, в том числе: 1 527 993 руб. 06 коп. - за счет казны Российской Федерации, 5 101 107 руб. 91 коп. - за счет казны Пермского края.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (ИНН: 59022932, ОГРН: 1055900367434), администрация Краснокамского муниципального района Пермского края, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Автовокзал" (ИНН: 5904100150, ОГРН: 1025900892270; далее - предприятие "Автовокзал").
Решением суда первой инстанции от 11.02.2011 (судья Белокрылова О.В.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 (судьи Варакса Н.В., Ясикова Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что исполнил свои обязательства в части оказания финансовой помощи на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Пермского края. По мнению заявителя жалобы, суды не приняли во внимание доводы ответчиков о недоказанности истцом их противоправного поведения как необходимого элемента для удовлетворения иска о возмещении убытков в порядке ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), судами не дана надлежащая правовая оценка нормативно-правовым актам Пермского края, условиям договора перевозки. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что истцом не доказан размер убытков.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество по утвержденным в установленном порядке тарифам осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом на районных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на основании договора от 29.12.2006 (дополнительное соглашение от 12.12.2007 N 3), заключённого с администрацией Краснокамского муниципального района.
Пунктами 6.3, 6.4 указанного договора предусмотрено, что выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов и льготных проездных документов иных категорий граждан подлежат компенсации за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативно-правовыми актами г. Перми.
Кроме того, общество в 2009 г. осуществляло перевозку пассажиров транспортом общего пользования в пригородном сообщении на основании договора от 25.12.2008 N 61/04, заключённого с предприятием "Автовокзал".
В соответствии с п. 2.1.12 названного договора в целях реализации возможности осуществления льготного проезда по социальным проездным документам предприятие "Автовокзал" обязалось предоставлять лицам - получателям дополнительных социальных услуг бесплатный проезд на пригородном автомобильном транспорте при обращении в кассы принадлежащих ему автовокзалов, автостанций и кассовых пунктов.
В п. 2.1.13 и 2.1.15 указанного договора определено, что предприятие "Автовокзал" ведет учёт пассажиров, перевезённых по социальным проездным документам, предоставляет перевозчику отчёт о распределении денежных средств, поступающих от реализации социальных проездных документов, до 20 числа месяца, следующего за отчётным.
На основании п. 2.2.8 договора перевозчик принял на себя обязательство по предоставлению льготного проезда гражданам - получателям дополнительных социальных услуг в пути следования транспортного средства по маршруту.
В течение 2009 г. истец при осуществлении пассажирских перевозок предоставлял льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", Указом губернатора Пермской области от 02.02.2005 N 15 "О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области".
В соответствии с отчетными данными, представленными истцом и предприятием "Автовокзал", выпадающие доходы истца за 2009 г. составили 6 629 100 руб. 97 коп., в том числе 1 527 993 руб. 06 коп., понесенные истцом в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам; 5 101 107 руб. 91 коп., понесенные истцом в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по региональным социальным проездным документам.
Полагая, что убытки, понесенные в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным и региональным социальным проездным документам на транспорте общего пользования, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации и казны Пермского края, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности факта наличия у истца убытков, понесенных в рассматриваемом периоде при оказании услуг перевозки гражданам, имеющим право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Выводы судов соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В силу п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу ст. 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда, в том числе на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси) со скидкой 100 % и 50 %.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на 2009-2010 гг.
В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Судами установлено, что все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете для бюджета Пермского края (межбюджетные трансферты), поступили в региональный бюджет и были в установленном порядке распределены.
При этом судами выявлено, что выделенные федеральным бюджетом денежные средства не покрыли понесенные перевозчиком убытки от предоставления услуг льготным категориям граждан.
Размер убытков определен истцом с учетом полученных им доходов от продажи социальных проездных документов (федеральных и региональных) и субвенций (федеральных и региональных).
Представленный в материалы дела расчет задолженности перед обществом за оказание в 2009 году услуг по перевозке пассажиров, использующих социальные проездные документы, составлен путем суммирования неполученной платы по тарифу по трем видам перевозимых бесплатно по социальным проездным документам категорий пассажиров.
Размер неполученной от каждого пассажира, перевезенного бесплатно с автовокзалов и автостанций, платы рассчитан обществом по утвержденным тарифам, при этом количество пассажиров определено на основании данных, предоставленных предприятием "Автовокзал".
Представленный обществом расчет задолженности федерального и регионального бюджетов по компенсации убытков за оказанные в 2009 г. услуги по перевозке пассажиров, пользующихся льготами, судами первой и апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Доказательства несопоставимости произведенных истцом расчетов фактическим данным ответчиками не представлены.
Иные расчеты выпадающих доходов материалы дела не содержат. Показатели, используемые перевозчиком в расчете убытков, не опровергнуты.
Учитывая, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в транспорте общего пользования являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов, суды правомерно удовлетворили требования истца о взыскании за счет средств казны Российской Федерации и казны Пермского края понесенных убытков в заявленных суммах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2011 по делу N А50-23282/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2011 г. N Ф09-4680/11 по делу N А50-23289/2010
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4680/11