Екатеринбург |
|
13 марта 2013 г. |
Дело N А60-36593/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О. Г.,
судей Анненковой Г. В., Токмаковой А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН: 6664014668, ОГРН: 1046605229780, далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2012 по делу N А60-36593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ПромАктив" (ИНН: 6674217402, ОГРН: 1076674007222, далее - общество) - Коротеев В.В. (доверенность от 17.01.2013 N 05ПА-2013), Гончар И.Е. (доверенность от 07.03.2013 N 12ПА-2013);
инспекции - Широков А.Г. (доверенность от 16.12.2011 N 04-13/09045), Харманаева А.В. (доверенность от 10.05.2012 N 04-13/10628), Самарина Е.Н. (доверенность от 05.06.2012 N 04-13/19230).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.06.2011 N 8787 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.12.2011 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 (судьи Сафонова С.Н., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда частично отменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Заявленные требования частично удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области N 8787 от 27.06.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2010 год, соответствующих сумм пени и штрафа по ст. 122 НК РФ, исчисленных исходя из налоговой базы в сумме, превышающей 377 387 626 руб. 28 коп., как несоответствующее действующему законодательству.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2012 (судьи Гусев О.Г., Анненкова Г.В., Лимонов И.В.) указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении дела определением суда от 19.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
При новом рассмотрении дела судом после принятия уточнения заявленных требований рассмотрены требования общества о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.06.2011 N 8787 в части начисления земельного налога за 2010 год в сумме, превышающей 1 718 836 руб., пеней по земельному налогу, превышающих сумму 231 310 руб., а также в части привлечения к ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 02.10.2012 (судья Гнездилова Н.В.) оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2010 г., превышающего сумму 1 718 836 руб., начисления пени по земельному налогу за 2010 г., превышающего сумму 231 310 руб. 53 коп., а также штрафа, начисленного на основании п. 1 ст. 122 Кодекса, в сумме, превышающей 151 749 руб. 50 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 (судьи Сафонова С.Н., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований отменить, в указанной части в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, при исчислении подлежащего уплате земельного налога следует применять кадастровую стоимость, установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Инспекция указывает, что при вынесении оспариваемого решения действовала кадастровая стоимость, установленная названным постановлением, иных вступивших в законную силу документов, определяющих размер кадастровой стоимости, на момент принятия решения не существовало. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, суды нарушили нормы процессуального права в части проверки правомерности принятия решения и возможности внесения в него изменений, так как кадастровая стоимость, принятая судами при вынесении судебных актов, определена за рамками обстоятельств, установленных решением инспекции, и не может являться основанием для признания его незаконным.
Кроме того, по мнению инспекции, суды при рассмотрении дела нарушили п. 1 ст. 391 Кодекса, в части определения налоговой базы по земельному налогу.
Инспекция считает, что применение судами для определения налоговой базы по земельному налогу за 2010 г. рыночной стоимости земельного участка, установленной на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011 основано на неверном толковании указанного акта. Данное судебное решение, определяющее кадастровую стоимость равную рыночной, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере, так как устанавливает только юридический факт и вступает в законную силу в ином порядке, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и применяться к налоговым правоотношениям может только с очередного налогового периода. Стоимость земельного участка, равная рыночной, была определена и внесена в государственный кадастр недвижимости только в 2012 г., и не могла быть учтена инспекцией при вынесении оспариваемого решения.
Инспекция считает ошибочными выводы судов о причинении обществу убытков в связи с уплатой начисленного на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП налога.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г. составлен акт от 16.05.2011 N 19693 и вынесено решение от 27.06.2011 N 8787 о доначислении земельного налога в сумме 5 856 481 руб., начислении соответствующих пеней, штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 26.08.2011 N 1132/11 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога, начисления пеней и штрафа послужил вывод налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19 постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-П.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суды исходили из того, что земельный налог за 2010 г. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Чкаловский район, пос. Рудный, общей площадью 107 554 кв.м, кадастровый номер 66:41:0507068:19, подлежит исчислению с учетом кадастровой стоимости в размере 132 218 123 руб., установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011.
Судами установлено, что обществу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, Чкаловский район, пос. Рудный, общей площадью 107 554 кв.м, кадастровый номер 66:41:0507068:19.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19, принадлежащего обществу, определена в размере 465 986 309 руб. 32 коп.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19 определена в размере 377 387 626 руб. 28 коп.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, допускает определение кадастровой стоимости в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (данный порядок действовал до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011 равной его рыночной стоимости в размере 132 218 123 руб., не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010 г.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании п. 3 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 данной статьи.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и исследованы судами полно и всестороннее, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, судебный акт повторно рассматривается в кассационном порядке, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2012 по делу N А60-36593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по тому же делу отменить в части удовлетворения заявленных требований.
В отмененной части в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ПромАктив" отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПромАктив" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 2000 руб.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По мнению налогового органа, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2010 г. не подлежит применению рыночная стоимость участка, установленная на основании решения арбитражного от 26.03.2012.
Суд кассационной инстанции с позицией налогового органа согласился.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, установленная решением арбитражного суда от 26.03.2012 равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2010 г.
Постановление Правительства области от 07.06.2011, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории области, по состоянию на 01.01.2010, прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства области от 19.12.2008.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отменил, в удовлетворении требований налогоплательщика в данной части отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2013 г. N Ф09-3710/12 по делу N А60-36593/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8250/13
18.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8250/13
19.04.2013 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36593/11
13.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3710/12
06.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-36593/11
08.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3710/12
19.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12
13.03.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12
27.01.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1022/12