Екатеринбург |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А47-9664/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специальная транспортная компания" (далее - общество; ИНН 5610070022, ОГРН 1025601034370) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2012 по делу N А47-9664/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - учреждение) о признании недействительным акта от 21.03.2012 N 1 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.
Решением суда от 08.10.2012 (судья Цыпкина Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Основной довод общества сводится к тому, что учреждение, не являясь исполнительным органом оренбургской области, не вправе осуществлять действия по взвешиванию транспортных средств.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит указанные судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, должностным лицом учреждения составлен акт от 21.03.2012 N 1 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, на передвижном пункте весового контроля N 4, на автодороге Бугульма - Уральск, 238 км, в отношении принадлежащего обществу автомобиля МАЗ-6422А8-330 государственный номер Р 034 АВ 163, полуприцеп ППЦ-964846 государственный номер АУ 8087 63. В данном акте зафиксировано превышение допустимых осевых нагрузок, о чем сообщено в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Оренбургской области (далее - ГИБДД), а также определен размер нанесенного ущерба в размере 436 руб. 26 коп.
Не согласившись с оформленным учреждением актом, общество обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что должностное лицо учреждения не производило весовой контроль транспортного средства, а оказывало техническое обеспечение взвешивания транспортного средства в качестве технического специалиста, привлеченного для выявления и фиксации соответствующих нарушений, в рамках весового контроля сотрудником ГИБДД.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Пунктом 7 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организация пунктов весового и габаритного контроля.
Таким образом, полномочия по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения принадлежат исполнительным органам государственной власти, на автомобильных дорогах муниципального значения - местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования). Также полномочия по организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств может выполнять бюджетное учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации их полномочий в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Судами установлено, что учреждение создано на основании постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2011 N 558-п "О создании государственного казенного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", путем изменения типа существующего государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" с сохранением основной цели учреждения - управление сетью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования. Учреждение создано в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области, управления государственным имуществом Оренбургской области, переданного учреждению в оперативное управление и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области. Одной из функций обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них является взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов. При этом судами отмечено, что учреждение не осуществляет государственную функцию весового контроля, но осуществляет техническую составляющую взвешивания транспортных средств.
Кроме того, судами установлено, что транспортное средство, принадлежащее обществу, было направлено на пункт весового контроля сотрудником ГИБДД, который в последующем присутствовал непосредственно при составлении должностным лицом учреждения оспариваемого акта. Составление акта лицами, уполномоченными на это владельцами автомобильных дорог, не запрещено.
Доказательств обратного обществом в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, приведенные в жалобе, аналогичны доводам апелляционной жалобы, направлены по существу на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2012 по делу N А47-9664/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специальная транспортная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что учреждение создано на основании постановления Правительства Оренбургской области от 04.07.2011 N 558-п "О создании государственного казенного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", путем изменения типа существующего государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" с сохранением основной цели учреждения - управление сетью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования. Учреждение создано в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области, управления государственным имуществом Оренбургской области, переданного учреждению в оперативное управление и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области. Одной из функций обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них является взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов. При этом судами отмечено, что учреждение не осуществляет государственную функцию весового контроля, но осуществляет техническую составляющую взвешивания транспортных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2013 г. N Ф09-1496/13 по делу N А47-9664/2012