г. Екатеринбург |
|
27 сентября 2006 г. |
Дело N Ф09-8474/06-С1 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кротовой Г.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2006 по делу N А47-5024/06.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя - Ломохов И.Ю. (доверенность от 01.03.2006 N 25/5-ю УНК).
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Южно-Уральский никелевый комбинат" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным отказа инспекции в зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за февраль, март 2006 г. в сумме 10 094 000 руб. Третье лицо - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Орска Оренбургской области (далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 05.07.2006 (резолютивная часть от 28.06.2006; судья Цыпкина Е.Г.) заявление удовлетворено: отказ инспекции в зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за февраль, март 2006 г. в сумме 10 094 000 руб. признан незаконным.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом названных инспекцией норм материального права.
Законность названного судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.04.2005 общество обратилось в инспекцию с письмом о возврате либо зачете в пользу страховой части трудовой пенсии излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за февраль, март 2006 г. в сумме 10 094 000 руб.
Письмом от 19.04.2006 N 05-36/3334 инспекцией было отказано в возврате либо зачете указанных страховых взносов на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Считая отказ инспекции в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса зачету подлежат и платежи во внебюджетные фонды.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10 094 000 руб., за зачетом которой оно обратилось в инспекцию.
Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, требования общества по зачету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пользу страховой части трудовой пенсии, согласно ст. 78 Кодекса, правомерны.
Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.
С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2006 по делу N А47-5024/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Г.В. Кротова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.
Таким образом, требования общества по зачету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пользу страховой части трудовой пенсии, согласно ст. 78 Кодекса, правомерны."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2006 г. N Ф09-8474/06 по делу N А47-5024/2006
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2006 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8474/06