Екатеринбург |
|
18 марта 2013 г. |
Дело N А50-15764/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.
судей Беляевой Н.Г., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-15764/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Порт Пермь" (далее - общество "Порт Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:40 площадью 33 797 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в 10-дневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу решения о предоставлении в собственность названного земельного участка, подготовке и направлению проекта договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 320 784 руб. 23 коп.
Решением суда от 21.09.2012 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" спорного земельного участка. На территориальное управление возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении в собственность общества "Порт Пермь" испрашиваемого земельного участка. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 (судьи Скромова Ю.В., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, его действия не подлежали проверке на соответствие положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку у него отсутствуют полномочия для самостоятельного принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью более 1 га без соответствующего поручения Росимущества. Заявитель считает, что общество "Порт Пермь" обратилось в неуполномоченный орган, у территориального управления отсутствует вина в нерассмотрении заявления в установленный срок.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "Порт Пермь" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60, а именно: внутрипортовые автодороги площадью 8156, 8 кв. м, литера СА, здание галереи и перегрузочных узлов площадью 1071, 9 кв. м, литеры С1, С2, С3, С4, здание компрессорной площадью 134, 7 кв. м, литера 3, здание загрузочного цеха и складов площадью 636, 4 кв. м, литера Т, здание бытовых помещений площадью 403,4 кв. м, литера Ю, 1-этажное здание склада площадью 375,1 кв. м, литера Я, 1-этажное здание теплицы площадью 447,8 кв. м, литеры Ц, Ц1, ц, 1-этажное здание котельной площадью 97,3 кв. м, литера Ш, 1-этажное здание мазутного склада площадью 29,4 кв. м, литера Щ.
Названные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4510602:40 площадью 33 797 кв. м, категория: земли населенных пунктов, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Фоминская, 60.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 05.07.2010 N 5901/301,10-19586, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4510602:40 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, имеет разрешенное использование - под промышленную территорию (для эксплуатации объектов недвижимости общества "Порт Пермь").
Общество "Порт Пермь" 31.05.2012 обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 59:01:4510602:40 площадью 33 797 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости.
Общество "Порт Пермь", ссылаясь на то, что территориальное управление в нарушение положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный законом срок не приняло решение о предоставлении в собственность испрашиваемого участка, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании п. 3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6 названной статьи в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Установив, что в предусмотренный законом срок территориальное управление какое-либо решение по заявлению "Порт Пермь" от 31.05.2012 не приняло, ответ по результатам рассмотрения заявления обществу не направило, доказательств, свидетельствующих о совершении необходимых для своевременного рассмотрения заявления действий, в материалы дела не представило, суды пришли к правильному выводу о том, что территориальным управлением допущено незаконное бездействие, не соответствующее ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы заявителя на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости.
С учетом п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения права общества "Порт Пермь" в рассматриваемом случае будет являться возложение на территориальное управление обязанности в 10-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу "Порт Пермь" испрашиваемого земельного участка.
Доводы территориального управления об отсутствии у него полномочий для самостоятельного принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью более 1 га и необходимости получения соответствующего поручения Росимущества рассмотрены судами и обоснованно отклонены.
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Как следует из п. 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, территориальное управление является органом, обладающим полномочиями на совершение действий, направленных на предоставление земельного участка на основании заявления управомоченного лица.
Необходимость соблюдения порядка и процедуры совершения таких действий не должна являться препятствием для реализации собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, права на приобретение этого участка и не исключает обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в срок, установленный законом.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 по делу N А50-15764/12 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 6 названной статьи в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Установив, что в предусмотренный законом срок территориальное управление какое-либо решение по заявлению "Порт Пермь" от 31.05.2012 не приняло, ответ по результатам рассмотрения заявления обществу не направило, доказательств, свидетельствующих о совершении необходимых для своевременного рассмотрения заявления действий, в материалы дела не представило, суды пришли к правильному выводу о том, что территориальным управлением допущено незаконное бездействие, не соответствующее ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы заявителя на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости.
...
Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2013 г. N Ф09-934/13 по делу N А50-15764/2012