Екатеринбург |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А50-5231/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-ТеплоСервис" (ИНН: 5918841920, ОГРН: 1115918000373); (далее - общество "Лысьва-ТеплоСервис", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-5231/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Лысьва-ТеплоСервис" - Виноградова Н.Н. (доверенность от 01.03.2013).
Общество "Лысьва-ТеплоСервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574); (далее - РЭК Пермского края), выразившегося в неустановлении для заявителя тарифа на передачу тепловой энергии на 2011 год, о признании незаконным бездействия РЭК Пермского края, выразившегося в неустановлении для заявителя тарифа на горячую и холодную воду и водоотведение на 2011 год, о признании незаконным бездействия РЭК Пермского края, выразившегося в неустановлении для заявителя тарифа на горячую воду в период с 01.01.2012 по 30.06.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Лысьвенского муниципального района Пермского края, администрация Лысьвенского городского поселения, общество с ограниченной ответственностью "ЛМЗ-Энерго" (далее - общество "ЛМЗ-Энерго"), общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" (далее - общество "Капитал-Энергия"), общество с ограниченной ответственностью "Привод-Теплоэнергоресурсы" (далее - общество "Привод-Теплоэнергоресурсы"), муниципальное бюджетное учреждение "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг" (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2012 (судья Байдина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Васева Е.Е., Грибиничено О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Лысьва-ТеплоСервис" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель указывает, что бездействия РЭК Пермского края, выраженные в непринятии решения об открытии тарифного дела об установлении тарифа на передачу тепловой энергии на 2011 год и не направление об этом извещения в адрес общества "Лысьва-ТеплоСервис", до момента представления обществом "Лысьва-ТеплоСервис" дополнительных документов, запрошенных письмом от 28.10.2011, препятствовали своевременному установлению для общества "Лысьва-ТеплоСервис" тарифа на передачу тепловой энергии на 2011 год.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что в обжалуемых судебных актах в хронологическом порядке изложены действия РЭК Пермского края, осуществленные в связи с рассмотрением заявления общества "Лысьва-ТеплоСервис" об установлении тарифа на передачу тепловой энергии на 2012 год, а вопрос об установлении обществу "Лысьва-ТеплоСервис" тарифа на 2012 год регулирующим органом не рассматривался.
Общество "Лысьва-ТеплоСервис" не согласно с выводами судов о том, что постановлением РЭК Пермского края от 30.12.2010 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Учреждения на период до 31.01.2011, имущество которого было передано обществу "Лысьва-ТеплоСервис" на основании концессионного соглашения от 16.09.2011, таким образом, до установления новых тарифов общество "Лысьва-ТеплоСервис" должно было руководствоваться тарифами, утвержденными для потребителей Учреждения.
В связи с этим заявитель полагает, что бездействие РЭК Пермского края не соответствует нормативным правовым актам и существенным образом нарушает права и законные интересы общества "Лысьва-ТеплоСервис" в сфере экономической деятельности.
Поскольку иные выводы суда первой и апелляционной инстанций не обжалуются, их законность судом кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Как следует из материалов дела, 16.09.2011 по результатам проведенного конкурса на право заключения концессионного соглашения между муниципальным образованием "Лысьвенский муниципальный район Пермского края" и обществом "Лысьва-ТеплоСервис" заключено концессионное соглашение, согласно которому принадлежащие муниципальному образованию "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края теплосети переданы в концессию обществу "Лысьва-ТеплоСервис". Объекты водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, теплоснабжения переданы обществу "Лысьва-ТеплоСервис" по акту о приеме-передаче от 19.10.2011.
Общество "Лысьва-ТеплоСервис" 17.10.2011 обратилось в РЭК Пермского края с заявлением об установлении тарифа на передачу (транспортировку) тепловой энергии и производство и реализацию горячего водоснабжения (далее - ГВС) на 2011 и 2012 годы и об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2011 и 2012 годы.
Приказом РЭК Пермского края от 31.10.2011 N 158-од открыто дело об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод обществу "Лысьва-ТеплоСервис". Срок экспертизы определен в один месяц - ноябрь 2011 года.
Обществом "Лысьва-ТеплоСервис" 08.11.2011 в РЭК Пермского края представлены дополнительные документы для расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Вопрос об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения рассмотрен на заседаниях правления РЭК Пермского края, состоявшихся 15.11.2011, 24.11.2011, 29.11.2011.
Постановлением РЭК Пермского края от 29.11.2011 N 198-в для общества "Лысьва-ТеплоСервис" установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 с соответствующей календарной разбивкой.
Приказами РЭК Пермского края от 06.12.2011 N 203-од открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии обществом "Лысьва-ТеплоСервис", от 06.12.2011 N 204-од открыто дело об установлении тарифов на горячую воду обществу "Лысьва-ТеплоСервис".
Вопросы об установлении тарифов на горячую воду и на услуги по передаче тепловой энергии обществу "Лысьва-ТеплоСервис" рассмотрены на заседании правления РЭК Пермского края 08.12.2011. Постановлениями РЭК Пермского края от 08.12.2011 N 329-т для общества "Лысьва-ТеплоСервис" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 с календарной разбивкой в разрезе трех теплоснабжающих организаций: общества "ЛМЗ-Энерго", общества "Капитал-Энергия", общества "Привод-Теплоэнергоресурсы" и от 08.12.2011 N 217-вг для общества "Лысьва-ТеплоСервис" установлены тарифы на горячую воду на период с 01.02.2012 по 31.01.2013 с соответствующей календарной разбивкой.
Постановлением РЭК Пермского края от 26.01.2012 N 3-вг признано утратившим силу постановление от 08.12.2011 N 217-вг о тарифах на горячую воду для потребителей общества "Лысьва-ТеплоСервис".
Общество "Лысьва-ТеплоСервис", полагая, что бездействие РЭК Пермского края по неустановлению тарифов на передачу тепловой энергии на 2011 год, на горячую и холодную воду и водоотведение на 2011 год, на горячую воду в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что общество "Лысьва-ТеплоСервис" 17.10.2011 регулируемую деятельность еще не осуществляло, так как объект коммунальной инфраструктуры передан новой и транспортирующей организации только 19.10.2011, следовательно, по заявлению от 17.10.2011 у РЭК Пермского края не было основания открывать тарифные дела и устанавливать спорные тарифы, отказал в удовлетворении заявленных обществом "Лысьва-ТеплоСервис" требований.
При этом судом первой инстанции указано, что обществом "Лысьва-ТеплоСервис" пропущен процессуальный срок для обращения в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, указав, что обществом "Лысьва-ТеплоСервис" процессуальный срок для обращения в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюден, придя к выводу о том, что РЭК Пермского края не было допущено бездействия в отношении заявления общества "Лысьва-ТеплоСервис" об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. Закона N 210-ФЗ подлежат регулированию, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Частью 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила N 520).
В соответствии с п. 3 Правил N 520 организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, следующие документы: заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
На основании п. 5 Правил N 520 в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных п. 3 Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
В силу п. 6 Правил N 520 в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных п. 3 Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и(или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
Исходя из положений п. 8 Правил N 520 сроки представления документов об установлении тарифов и надбавок в отношении организаций коммунального комплекса, образованных в течение текущего финансового года, определяются органами регулирования.
Пунктом 14 Правил N 520 установлена процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов, которая включает в себя проверку соответствия, рассчитанных заявителем тарифов, финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок (п. 17 Правил N 520).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 названного Закона.
В силу п. 2 ст. 13 Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования, поэтому дата вступления в силу постановления тарифного органа об установлении тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется через один календарный месяц с момента его установления в случае, если период действия утвержденного тарифа не определен установившим его тарифным органом.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что с заявлением об установлении тарифов на горячую, холодную воду и водоотведение на 2011 год общество "Лысьва-ТеплоСервис" обратилось в РЭК Пермского края 17.10.2011. По результатам рассмотрения тарифного дела подготовлена экспертиза предложений, по заключению которой определен состав расходов общества "Лысьва-ТеплоСервис", связанных с производством и реализацией товаров и услуг организаций коммунального комплекса, и проведена оценка их экономической обоснованности.
На заседании правления комиссии от 15.11.2011, 24.11.2011, 29.11.2011 расходы общества "Лысьва-ТеплоСервис", учитываемые при расчете тарифов на водоснабжение и водоотведение, признаны обоснованными.
Постановлением РЭК Пермского края от 29.11.2011 N 198-в для общества "Лысьва-ТеплоСервис" установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 с соответствующей календарной разбивкой. Постановлением РЭК Пермского края от 08.12.2011 N 217-вг для общества "Лысьва-ТеплоСервис" установлены тарифы на горячую воду на период с 01.02.2012 по 31.01.2013 с соответствующей календарной разбивкой.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что РЭК Пермского края не было допущено бездействия в отношении названных заявлений общества "Лысьва-ТеплоСервис" об установлении тарифов на горячую воду, услуги водоснабжения и водоотведения.
При этом судом апелляционной инстанции правильно указано, что в названный период РЭК Пермского края реализовывалась регламентированная вышеуказанными нормативными правовыми актами процедура принятия заявления общества "Лысьва-ТеплоСервис" об установлении тарифов и открытия дела об установлении тарифов. В ходе рассмотрения дела об установлении тарифов РЭК Пермского края совершала предусмотренные Правилами N 520 действия по заявлениям общества "Лысьва-ТеплоСервис", которые не могут быть квалифицированы в качестве бездействия.
При этом установление тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения, на горячую воду с 01.01.2012, 01.02.2012 произведено в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 210-ФЗ, предусматривающей, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления.
Постановление РЭК Пермского края от 26.01.2012, которым признано утратившим силу Постановление от 08.12.2011 N 217-вг об установлении тарифа на горячую воду для потребителей обществом "Лысьва-ТеплоСервис", в установленном порядке заявителем не оспорено.
Суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях п. 18 ст.2, п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", установив, что государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества "Лысьва-ТеплоСервис" ранее не осуществлялось, Постановлением РЭК Пермского края от 08.12.2011 N 329-т установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества "Лысьва-ТеплоСервис" с 01.01.2012 с последующей календарной разбивкой, верно указал, что в ходе рассмотрения дел об установлении тарифов РЭК Пермского края совершала предусмотренные вышеназванными Правилами N 109 действия по заявлению общества "Лысьва-ТеплоСервис", которые не могут быть квалифицированы в качестве бездействия.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что РЭК Пермского края не допустила бездействия по заявлениям общества "Лысьва-ТеплоСервис" об установлении тарифов на передачу тепловой энергии на 2011 год, на горячую, холодную воду и водоотведение на 2011 год, на горячую воду на период с 01.01.2012 по 30.06.2012. Заявления общества "Лысьва-ТеплоСервис" рассматривались, по ним испрашивались необходимые документы, принимались решения об установлении тарифов.
Таким образом, поскольку неправильные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения по делу, судом апелляционной инстанции правомерно оставлено без изменения решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных обществом "Лысьва-ТеплоСервис" требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что общество "Лысьва-ТеплоСервис" не должно было до установления ему новых тарифов руководствоваться тарифами, утвержденными для потребителей Учреждения, судом кассационной инстанции не принимается.
Как верно указано судами, постановлением РЭК Пермского края от 30.12.2010 N 332-т (с учетом изменений, внесенных постановлением РЭК Пермского края от 16.08.2011 N 77-т) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Учреждения на период до 31.01.2011, имущество которого было передано обществу "Лысьва-ТеплоСервис" на основании концессионного соглашения от 16.09.2011.
Таким образом, судами верно указано, что до установления новых тарифов общество "Лысьва-ТеплоСервис" должно было руководствоваться тарифами, утвержденными для потребителей Учреждения.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы - обществу "Лысьва-ТеплоСервис" - была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, доказательства ее уплаты в заседание суда кассационной инстанции не представлены, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества "Лысьва-ТеплоСервис" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 руб.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2012 по делу N А50-5231/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-ТеплоСервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-ТеплоСервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, основываясь на положениях п. 18 ст.2, п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", установив, что государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества "Лысьва-ТеплоСервис" ранее не осуществлялось, Постановлением РЭК Пермского края от 08.12.2011 N 329-т установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества "Лысьва-ТеплоСервис" с 01.01.2012 с последующей календарной разбивкой, верно указал, что в ходе рассмотрения дел об установлении тарифов РЭК Пермского края совершала предусмотренные вышеназванными Правилами N 109 действия по заявлению общества "Лысьва-ТеплоСервис", которые не могут быть квалифицированы в качестве бездействия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2013 г. N Ф09-1629/13 по делу N А50-5231/2012