Екатеринбург |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А71-6222/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Сирота Е.Г., Макарова В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чувашева Андрея Николаевича на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.09.2012 по делу N А71-6222/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Чувашев Андрей Николаевич (ОГРНИП 308184135100032, ИНН 183509768404; далее - предприниматель Чувашев А.Н.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480; далее - Минтранс), индивидуальному предпринимателю Рубцовой Елене Валентиновне (ОГРНИП 307184022100053, ИНН 183500059900; далее - предприниматель Рубцова Е.В.) о признании недействительным конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок, также сезонных межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике (по лоту N 3) маршрута "Новая Казмаска - Ижевск" (Администрация Первомайского района)", и о признании недействительным договора об организации регулярных перевозок, также сезонных межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике по маршруту "Новая Казмаска - Ижевск (Администрация Первомайского района)", заключенного между предпринимателем Рубцовой Е.В. и Минтрансом.
Решением суда от 17.09.2012 (судья Бакулев С.Ю.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 (судьи Щеклеина Л.Ю., Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Чувашев А.Н. просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам. Заявитель указывает на то, что конкурсная комиссия признала победителем предпринимателя Рубцову Е.В. на основании документов, среди которых имеются ничтожные договоры, не подписанные и не заверенные печатями. По мнению истца, представленная им документация соответствовала критерию для выявления победителя при проведении конкурса.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, Минтранс, являясь государственным заказчиком при заключении договоров в сфере организации транспортного обслуживания, приказом от 30.12.2011 N 01-1-04/261 утвердило конкурсную документацию на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике, на конкурс был выставлен, в том числе лот N 3 сообщение "Новая Казмаска - Ижевск (Администрация Первомайского района)".
На данный лот N 3 были поданы заявки предпринимателями Рубцовой Е.В., Чувашевым А.Н., Брызгиным Н.В., обществом с ограниченной ответственностью "Близнецы".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 по лоту N 3 победителем признана предприниматель Рубцова Е.В., с количеством баллов 46,5. Второе место присвоено заявке предпринимателя Чувашева А.Н., получившего 41 балл.
Минтранс 19.04.2012 заключил с предпринимателем Рубцовой Е.В. договор об организации регулярных пассажирских перевозок на маршруте N 328 сообщением "Новая Казмаска - Ижевск (Администрация Первомайского района)" сроком действия с 01.05.2012 по 30.04.2017.
Ссылаясь на нарушение, допущенное при оценке и сопоставления заявок, выразившееся в том, что Минтрансом не было учтено выполнение истцом социально значимых перевозок на маршруте д. Казмазка - г. Ижевск (предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в пределах маршрута д. Н. Казмаска - с. Завьялово), предприниматель Чувашев А.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из того, что проведенные торги и заключенный договор соответствуют требованиям действующего законодательства.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В целях установления правовых основ организации транспортного обслуживания населения в Удмуртской Республике, определения полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения, обеспечения функционирования рынка транспортных услуг, обеспечения безопасности дорожного движения и качества оказания услуг в сфере пассажирских перевозок в Удмуртской Республике принят Закон Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 38-РЗ).
Данный нормативно-правовой акт является действующим, подлежащим применению на территории Удмуртской Республики.
В соответствии с Положением о Минтрансе, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской от 14.12.2009 N 360 "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в сфере транспортного обслуживания населения осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, которое в силу Закона N 38-РЗ выступает государственным заказчиком при заключении договоров в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Организация транспортного обслуживания населения включает в себя, в том числе, и организацию регулярных пассажирских перевозок.
Согласно ст. 7 Закона N 38-РЗ (в редакции Закона Удмуртской Республики от 13.05.2011 N 23-РЗ) договор об организации регулярных перевозок заключается на конкурсной основе сроком на пять лет и продлению не подлежит. Конкурс проводится уполномоченным органом. Условиями конкурса должны быть предусмотрены критерии оценки заявок, в том числе выполнение ранее участником конкурса социально значимых перевозок (п. 1, ч. 11 п. 2 ст. 8 Закона N 38-РЗ).
В целях реализации положений Закона N 38-РЗ Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 31.10.2011 N 401 "О Порядке проведения конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике" (далее - постановление N 401).
В соответствии с данным постановлением конкурсная документация на право заключения договора об организации регулярных перевозок должна содержать, в том числе критерии оценки заявок, а для участия в конкурсе к заявке должны быть приложены в числе поименованных в п. 11 постановления документы (копии договоров), подтверждающие выполнение участником конкурса социально значимых перевозок (перевозка отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики). Оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших участников конкурса в соответствии в критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять не более 60 баллов, что составляет сто процентов, при этом: значимость критерия "выполнение ранее участником конкурса социально значимых перевозок" не может составлять более десяти баллов (по схеме "да" - "нет").
Приказом от 30.12.2011 N 01-1-04/261 Минтранс утвердил конкурсную документацию на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республики (далее - конкурсная документация).
В соответствии с условиями конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие сведения об участнике конкурса, подавшему заявку: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя отчество, паспортные данные, сведения о месте регистрации (для индивидуального предпринимателя), номер контактного телефона, наименование конкурса и номер лота, в отношении которого подается данная заявка (п. 7.1 конкурсной документации).
Участник представляет к заявке на конкурс, в частности документы (копии договоров), подтверждающие выполнение участником конкурса социально-значимых перевозок (перевозка отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики).
В соответствии со ст. 3 Закона N 38-РЗ под определение социально значимых перевозок подпадают перевозки льготных категорий граждан, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении выпадающих доходов, а также пригородные перевозки пассажиров в сельской местности, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении убытков.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" в целях социальной защиты отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, для граждан, поименованных в пункте 1 данного Постановления, установлен проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету, проезд осуществляется при предъявлении гражданином социального проездного билета и соответствующего документа установленного образца (п. 3 постановления).
Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики предписано заключать с перевозчиками договоры об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, осуществлять финансирование мер социальной поддержки, в соответствии с распределением сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками по форме согласно приложению к постановлению, за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики (п. 4 постановления).
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики предписано утвердить порядок распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками, ежемесячно представлять в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики распределение сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками.
В соответствии со ст. 3 Закона N 38-РЗ маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа организованный путь следования автомобильного пассажирского транспорта от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, действующий ежедневно (постоянно) в течение продолжительного срока (полгода и более) или только в определенные периоды (дни, недели, месяцы или сезоны); регулярными перевозками являются перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.
Таким образом, для подтверждения факта выполнения ранее участником конкурса социально значимых перевозок необходимо установление следующих юридически значимых обстоятельств: осуществление на маршруте регулярных перевозок перевозки отдельных категорий граждан при предъявлении ими социального проездного билета и соответствующего документа установленного образца, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, на основании договора об обеспечении равной доступности транспортных услуг за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Исследовав представленную в составе заявки предпринимателем Чувашевым А.Н. копию договора от 20.02.2011 N 001 на оказание услуг по перевозке пассажиров по маршруту Н. Казмаска - Ижевск по регулируемым тарифам, заключенного между администрацией муниципального образования "Казмасское" и истцом, суды установили, что данный документ не может служить доказательством осуществления истцом социально значимых перевозок.
Суды верно указали на то, что не представлено доказательств осуществления социально значимых перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок Н. Казмаска - Ижевск, наличия у перевозимых истцом пассажиров права на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, социального проездного билета и соответствующего документа установленного образца, а также заключения договора предпринимателем Чувашевым А.Н. с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на оказание услуг по перевозке гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что заявка предпринимателя Чувашева А.Н. не соответствует критерию оценки заявок - выполнение социально значимых перевозок согласно требованиям Закона N 38-РЗ при организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Поскольку истцом не соблюден один из критериев для выявления победителя при проведении конкурса суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя о недействительности договоров, представленных победителем конкурса предпринимателем Рубцовой Е.В., были рассмотрены апелляционным судом и обоснованно отклонены в связи с тем, что недостатки документов не подтверждают нарушение критериев определения победителя конкурса, не являются основополагающими при подведении итогов конкурса и не повлияли на его результат.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования судов, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.09.2012 по делу N А71-6222/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чувашева Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2013 г. N Ф09-1818/13 по делу N А71-6222/2012