Екатеринбург |
|
13 марта 2007 г. |
Дело N Ф09-1345/07-С3 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Первухина В.М., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция), открытого акционерного общества "Удмуртский завод строительных материалов" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2006 по делу N А60-10791/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Корнилова И.А. (доверенность от 29.12.2006 N 09-08), Дорфман Э.А. (доверенность от 12.03.2007 N 09-08/7), Горохова Е.В. (доверенность от 12.03.2007 N 09-08/8), Полупан Л.В. (доверенность от 12.03.2007 N 09-08/9);
общества - Степанов М.Р. (доверенность от 14.02.2007 б/н).
Представители государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики, Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования в лице Глазовского межрайонного филиала, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просило признать незаконными действия (бездействие) руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, выразившиеся в отказе произвести сложение начисленных обществу пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999; обязать инспекцию произвести сложение начисленных обществу пеней до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999 в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации до 11 289 254 руб., пени по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - до 810 157 руб., пени по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 123 118 руб., а также в период до 16.08.1999 по каждому факту погашения недоимки производить сложение пеней до оставшейся суммы недоимки; обязать инспекцию внести изменения в решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11 с учётом сложения сумм пеней до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999 и до 16.08.1999, уменьшив реструктурированную задолженность по уплате пеней и штрафов по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации до 21 612 755 руб. 24 коп., пеней и штрафов по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - до 944 255 руб. 29 коп., пеней и штрафов по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 204 086 руб. 52 коп.; обязать инспекцию внести изменения и пересчитать начиная с 01.01.2002 графики погашения задолженности с учётом вносимых изменений в решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11; обязать инспекцию отразить в данных налогового учета по лицевом счёту общества фактическую переплату, образовавшуюся у него в связи с внесением изменений в решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11, составляющую по состоянию на 22.09.2005: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 3 034 060 руб. 15 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1 010 231 руб. 39 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 88 174 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2006 (резолютивная часть от 22.09.2006; судья Ефимов Д.В.) заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд признал не соответствующими ст. 1 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и незаконными действия (бездействия) руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, выразившиеся в отказе произвести сложение начисленных обществу пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования до суммы недоимки по состоянию на 17.08.1999, обязал инспекцию произвести сложение начисленных обществу пеней до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999 до 17.08.1999: в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 056 875 руб., пени по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - до 7 778 849 руб., пени по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 581 888 руб., обязал инспекцию внести изменения в решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11 о реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2001, указав задолженность по уплате пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 24 180 695 руб., по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 297 144 руб., по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 1 771 260 руб. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 (судьи Савельева Н.М., Риб Л.Х., Мещерякова Т.И.) решение суда изменено. Суд апелляционной инстанции признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в отказе произвести сложение начисленных обществу по состоянию на 01.01.1999 пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999, в том числе в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - до 11 289 254 руб., пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - до 810 157 руб., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 123 118 руб., а также выразившееся в отказе произвести сложение пеней, начисленных обществу за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, до суммы недоимки по состоянию на 17.08.1999, в том числе в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - до 12 857 676 руб., пени по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - до 774 829 руб. 81 коп., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 133 208 руб. 67 коп. Кроме того, суд обязал инспекцию внести соответствующие изменения в решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11 в части определения суммы пени, подлежащей реструктуризации, а также в графики погашения реструктурированной задолженности и лицевые счета общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить в части определения суммы пени по состоянию на 17.08.1999 по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, а также в части отказа в удовлетворении заявленных требований и направить в этой части дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики было принято решение от 20.11.2001 N 11 о реструктуризации задолженности общества по страховым взносам, начисленным пени и штрафам в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001. Судами установлено, что 22.09.2005 общество обратилось в инспекцию с заявлением об уменьшении суммы пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999 и о внесении соответствующих изменений в решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11. Кроме того, общество просило инспекцию учесть образующуюся в связи с изменением реструктуризации переплату в счет уплаты будущих платежей по новым графикам реструктуризации.
Инспекция в письме от 30.01.2006 N 15-38/88 сообщила обществу об отказе в уменьшении суммы пеней до суммы недоимки по состоянию на 01.01.1999 и во внесении соответствующих изменений в решение от 20.11.2001 N 11 о реструктуризации задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды.
Решением инспекции от 30.01.2006 N 11 отменено право на реструктуризацию задолженности по страховым взносам, начисленным пени и штрафам в государственные внебюджетные фонды, предоставленное обществу на основании решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики от 20.11.2001 N 11.
Полагая, что действия инспекции нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суды частично удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что при принятии Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Глазову Удмуртской Республики в отношении общества решения о реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды подлежало применению ограничение суммы пеней, установленное Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции изменил решение Арбитражного суда Свердловской области, указав на то, что определенные судом первой инстанции суммы, до которых подлежат сложению пени, не соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо не взысканные с него к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) либо взыскиваются с него в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение на суммы взыскиваемых пеней действовало также в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18.08.1999.
В ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не указано, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, начисленные обществу по состоянию на 01.01.1999, подлежали уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам на ту же дату. Пени за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, начисленные обществу за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, подлежали уплате в сумме, не превышающей сумму недоимки по указанным взносам по состоянию на 17.08.1999.
Суд апелляционной инстанции признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в отказе произвести сложение пеней, начисленных обществу в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, до сумм недоимок по состоянию на 17.08.1999, в том числе в отношении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации - до 12 857 676 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - до 774 829 руб. 81 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - до 133 208 руб. 67 коп.
Согласно ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Суд апелляционной инстанции не указал, на основании каких доказательств им исчислена сумма недоимки по состоянию на 17.08.1999 по уплате взносов в территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования.
В материалах дела (т. 1, л. д. 147 - 150) имеются расчеты пеней, подлежащих сложению и начисленных обществу по задолженности по взносам в территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.1999 по 17.08.1999, представленные инспекцией. Согласно указанным расчетам недоимка общества по состоянию на 17.08.1999 по взносам, подлежащим уплате в территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, составляла 739 765 руб. и 131 146 руб. соответственно. Данные обстоятельства подтверждаются также актами сверки начисленных и уплаченных взносов и пени в территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.1999 по 01.01.2001, подписанными обществом и инспекцией и имеющимися в материалах дела (т. 2, л. д. 6 - 9).
В силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции в этой части не основаны на всестороннем, полном, объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, а судебный акт не обоснован и не мотивирован, поэтому не отвечает требованиям, установленным ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в данной части подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства и с учетом установленного разрешить спор.
В остальной части оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов осуществляются налоговыми органами Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений на налоговые органы возложена обязанность по перерасчету задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную) задолженность по состоянию на 01.01.1999 и на момент вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сложению задолженности в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и суммой недоимки по соответствующим взносам на указанные даты.
Судами установлено, что при принятии решения о реструктуризации задолженности общества по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды пересчет пени произведен не был, в связи с чем суды обоснованно признали незаконным отказ инспекции произвести сложение пеней.
Обжалуя действия инспекции, общество ошибочно полагает, что инспекция была обязана производить сложение пеней, начисленных в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, по каждому факту погашения недоимки, в результате которого происходило превышение суммы пеней над суммами недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливает ограничение сумм пеней, уплачиваемых или взыскиваемых в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, в размере недоимки по налогам (сборам) на соответствующую дату. Поскольку обществом не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период в результате уплаты либо взыскания пеней происходило нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть на момент уплаты либо взыскания пеней их размер превышал имеющуюся недоимку, суды правомерно исходили из того, что пени подлежат сложению на момент окончания срока действия ограничения сумм уплачиваемых или взыскиваемых пеней.
Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, поскольку они были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана правильная, соответствующая нормам действующего законодательства, правовая оценка, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2006 по делу N А60-10791/06 Арбитражного суда Свердловской области отменить в части удовлетворения требований открытого акционерного общества "Удмуртский завод строительных материалов" о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, выразившегося в отказе произвести сложение пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования, начисленных обществу в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, до сумм недоимок по указанным взносам по состоянию на 17.08.1999.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях реализации указанных положений на налоговые органы возложена обязанность по перерасчету задолженности по пеням, включая отсроченную (рассроченную) задолженность по состоянию на 01.01.1999 и на момент вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сложению задолженности в размере, равном разнице между сальдо задолженности по пеням и суммой недоимки по соответствующим взносам на указанные даты.
...
Правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливает ограничение сумм пеней, уплачиваемых или взыскиваемых в период с 01.01.1999 по 17.08.1999, в размере недоимки по налогам (сборам) на соответствующую дату. Поскольку обществом не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период в результате уплаты либо взыскания пеней происходило нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", то есть на момент уплаты либо взыскания пеней их размер превышал имеющуюся недоимку, суды правомерно исходили из того, что пени подлежат сложению на момент окончания срока действия ограничения сумм уплачиваемых или взыскиваемых пеней."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2007 г. N Ф09-1345/07 по делу N 19А60-10791/2006
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2007 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1345/07