Екатеринбург |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А50-21093/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Мирный" (ИНН: 5905012019, ОГРН:1025901221720; далее - товарищество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2012 по делу N А50-21093/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Пятого отдела надзорной деятельности г. Перми по Индустриальному району и Пермскому муниципальному району (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 10.10.2012 N 489 о привлечении товарищества к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда от 10.12.2012 (судья Морозова Т.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие доказательств нарушения требований к степени огнестойкости материалов; акт осмотра содержит нечитаемый текст; ст. 69 Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и СНиП 2.07.01-89* не подлежат применению в споре.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2012 по 03.10.2012 заинтересованным лицом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения товариществом обязательных требований пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 74, результаты которой оформлены актом от 03.10.2012 N 472.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, установленными ст. 28.3 Кодекса, составлен протокол об административном правонарушении от 03.10.2012 N 489 по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в котором отражено нарушение товариществом ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ, приложения N 1 СНиП 2.07.01-89*, на основании которого ответчиком в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.34 Кодекса, принято постановление от 10.10.2012 N 489 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из наличия состава административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федерального закона N 123-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности согласно указанной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона N 123-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 2 названного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (п. 3 ст. 4).
Согласно статье 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
В силу ст. 30 Федерального закона N 123-ФЗ здания, сооружения и пожарные отсеки по степени огнестойкости подразделяются на здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV и V степеней огнестойкости. Порядок определения степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков устанавливается статьей 87 настоящего Федерального закона.
Частями 1, 2 ст. 87 Федерального закона N 123-ФЗ определено, что степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов (ч. 1); пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону.
Как видно из материалов дела и установлено судами, представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что при проведении проверки степень огнестойкости строений в целях определения минимального противопожарного расстояния между ними определена визуально: жилой многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 74 имеет II степень огнестойкости, а павильон, расположенный на расстоянии 3,3 метра от жилого дома, имеет степень огнестойкости III или IV, в зависимости от вида утеплителя, примененного в конструкциях. Выводы административного органа о степенях огнестойкости строений товариществом документально не опровергнуты.
Протоколом осмотра от 01.10.2012 зафиксировано, что расстояние между жилым домом и павильоном составляет 3,3 м. При определении расстояния использовано средство измерения Leica DISTO A3 N 01322520, о чем сделана отметка в соответствующем разделе протокола осмотра. В ходе осмотра проводилась фотосъемка, фотографии приложены к протоколу осмотра.
Суды признали доказанным факт нарушения ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ, приложения N 1 СНиП 2.07.01-89* следующими доказательствами: протоколом осмотра от 01.10.2010, актом проверки N 472 от 03.10.2012, фототаблицами, договором сдачи товариществом в аренду земельного участка для размещения павильона. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии события правонарушения.
Доводы товарищества об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям положений СНиП 2.07.01-89* оценены судами и обоснованно отклонены в силу ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ, письма Минрегиона Российской Федерации от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, а также Информационного письма МЧС России от 19.07.2012 N 19-2-3-2855.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно уставу товарищество создано для совместного управления общим имуществом, обеспечения эксплуатации этого имущества, в том числе для обеспечения его надлежащего противопожарного состояния, таким образом, является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности многоквартирного жилого дома N 74 по ул. Мира в г. Перми, и, приступив к исполнению возложенных на него задач, обязано принять все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности.
Согласно ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. У товарищества имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако им не были приняты своевременные меры для их соблюдения. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Поскольку вина заявителя в совершении вышеуказанных правонарушений является доказанной, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях товарищества состава вмененного правонарушения и отказали в удовлетворении его требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2012 по делу N А50-21093/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Мирный" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды признали доказанным факт нарушения ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ, ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ, приложения N 1 СНиП 2.07.01-89* следующими доказательствами: протоколом осмотра от 01.10.2010, актом проверки N 472 от 03.10.2012, фототаблицами, договором сдачи товариществом в аренду земельного участка для размещения павильона. Доказательств, опровергающих эти факты, материалы дела не содержат.
...
Доводы товарищества об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям положений СНиП 2.07.01-89* оценены судами и обоснованно отклонены в силу ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ, письма Минрегиона Российской Федерации от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, а также Информационного письма МЧС России от 19.07.2012 N 19-2-3-2855.
...
Согласно ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф09-1644/13 по делу N А50-21093/2012